Приходько Е.А.
ГБОУ ЛНР "Ровеньковская общеобразовательная школа №6"
г. Ровеньки
helen.prihidko@gmail.com
Использование межпредметных связей на уроках английского языка
В настоящее время возрастает роль иностранных
языков как средства коммуникации в какой-либо области знаний - биология,
физика, музыка, история, литература и т.д. Связь между учебными предметами - одно из
принципиальных требований современной дидактики. Систематическое использование
межпредметных связей на уроках обеспечивает
формирование умений учащихся устанавливать, усваивать связи между знаниями из различных
предметов и применять их.
Межпредметность -
это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного
материала, усиливает системность знаний учащихся, активизирует методы обучения,
ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая
единство учебно-воспитательного процесса.
В
течение нескольких лет я работаю над проблемой «Использование межпредметных
связей на уроках английского языка».
Информационное
поле учащихся сегодня необычайно широко. Как неизбежное следствие - возрастает
роль иностранных языков как средства коммуникации в какой-либо области знаний -
биология, физика, литература и т.д. В связи с этим для преподавателей
иностранного языка открываются невероятные возможности - параллельно давать
знания из других наук и всесторонне образовывать учащихся.
Связь между учебными предметами - одно из
принципиальных требований современной дидактики. Это взаимодействие необходимо потому,
что для школьников важно познание взаимосвязей, существующих между предметами и
явлениями.
В настоящее время
иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина. Особенностью
его изучения является то, что он как бы «беспредметен», он изучается как
средство общения.
Межпредметные связи
в согласованной групповой или индивидуальной работе учителей становятся
принципом конструирования дидактической системы, которая может иметь локальный характер, замыкаться
рамками одной учебной темы, охватывать несколько учебных тем, связанных общими
для ряда предметов ведущими идеями, объединять группу учебных курсов, решающих
комплексную межпредметную проблему.
Основным условием
возникновения и развития интереса к тому или иному учебному предмету является
осознание жизненной полезности этого предмета. И здесь учителю иностранного
языка помогают межпредметные связи. Используя сведения из различных дисциплин
на уроках иностранного языка, он наполняет свои уроки новым и разнообразным
содержанием. Тексты учебников, в которых излагаются сведения по литературе,
физике, истории, географии, химии и др., дают учащимся возможность вести беседы
на определенные темы и читать с полным пониманием прочитанного. Можно проводить
уроки нестандартного типа, используя межпредметные связи.
Систематическое
использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов,
практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и
усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена
важнейшая развивающая функция обучения английскому языку.
Межпредметные
связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет
является источником тех или иных видов межпредметных связей. Формирование общей
системы знаний учащихся о реальном мире - одна из основных образовательных
функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения
требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в
воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей. В этих условиях
укрепляются связи английского как с предметами естественнонаучного и
гуманитарного цикла, улучшаются навыки переноса знаний, их применение и
осмысление.
Таким образом,
межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и
структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний
учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных
форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного
процесса.
Практически на каждом
уроке я использую межпредметные связи, наполняя урок новым содержанием и
мотивируя учащихся к получению знаний. Наиболее эффективными методами для
реализации данной проблемы являются метод проектов, виртуальные экскурсии,
интерактивные методы.
Началось все с того, что несколько лет
назад вместе с учителем зарубежной литературы мы решили провести мероприятие,
посвященное юбилею В. Шекспира. Дети с невероятным восторгом окунулись в
работу: репетировали сцену из «Ромео и Джульетты», учили сонеты на английском и
русском языках, готовили костюмы. Мы словно побывали в 16 веке и даже
встретились со знаменитым драматургом. Через некоторое время уже совместно с
учителями русского и украинского языков было проведено мероприятие «И жизнь, и
слезы, и любовь». Дети познакомились с историей великой и трагической любви
Ивана Франко, Петра Шмидта и Зинаиды Ризберг, адмирала Нельсона и леди
Гамильтон. Увидев, с каким интересом дети готовились к этим мероприятиям, я
решила вместе с учителем зарубежной литературы провести урок – проект в 8
классе по теме: «Будущее за человеком с душой», на котором учащиеся представили
свои проекты по разным литературным жанрам: поэзия, детективный,
приключенческий жанры. Мы также познакомились с творчеством известных
Британских поэтов и писателей, которые работали в этих жанрах. Затем я провела урок в 9 классе по английскому языку
и истории по теме: «Из истории Лондона». Это был урок - презентация, на котором
сотрудники английского туристического
агентства показали выдающиеся места Лондона, связанные с его историей. После
этого вместе с учителем физики мы провели урок по английскому языку и физике в
9 классе по теме: «Роль изобретений в нашей жизни». Этот урок мы провели в
форме конференции, на которой представители Англии, Германии и Франции рассказали о наиболее значимых изобретениях
этих стран, которыми мы пользуемся до сих пор – нанотехнологии, электричество,
фотография и исследования космоса.
Огромный
воспитательный эффект имело внеклассное мероприятие по английскому языку и зарубежной
литературе по теме: «Я преклоняюсь пред тобою, о, женщина, земное божество», на
котором мы рассказали о нелегкой жизни женщин в 19-20 веках. Ребята узнали о
судьбе жен – декабристов, принцессы Дианы и Маргарет Тетчер. Это мероприятие
надолго осталось в памяти учащихся. В дальнейшем я планирую провести урок по
английскому языку и музыке, по английскому языку и географии. Конечно
подготовка таких уроков требует огромной подготовки и сил, но я убедилась, что
результат того стоит. Главное – это желание творить. На страницах газеты мне
хочется поделиться опытом своей работы.
Комментариев нет :
Отправить комментарий