Шаповалова Ирина
Александровна
учитель экономики
и информатики
ГБОУ ЛНР
«Луганский
гуманитарно-экономический
лицей-интернат»
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ
(Профильный
уровень, 11 класс)
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА № 1
РАСЧЕТ И АНАЛИЗ
ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Цель работы: научиться рассчитывать и анализировать основные
макроэкономические показатели системы национальных счетов.
1.
Выберите вид
деятельности, который не будет включен в производство ВВП:
A.
Водитель
возит своего начальника на работу на ведомственном автомобиле.
B.
Начальник
ездит на работу на собственном автомобиле.
C.
Автомобиль
начальника сломался, и он ремонтирует его в автосервисе.
D.
Таксист
везет начальника в гости.
2.
Если номинальный
ВВП за год вырос на 10%, а индекс цен сократился на 3%, то реальный ВВП вырос:
A.
на
7%;
B.
на
13%;
C.
на
10 %;
D.
на 3
%.
3.
Текстильная
фабрика продает фирме по производству летней одежды ситец на сумму 250 тыс. р.,
хлопкопрядильный комбинат — нитки на сумму 15 тыс. р.; предприятие по
производству фурнитуры — пуговицы, кнопки, молнии и т. д. на сумму 20 тыс. р.
Заработная плата работникам фирмы была выплачена в сумме 200 тыс. р. Фирма
произвела летние сарафаны и реализовала их на сумму 1 200 тыс. руб.,
получив прибыль в размере 450 тыс. р. Определить ВВП производственным методом.
4.
По приведенным
ниже данным (млрд. долл.) рассчитать ВВП по методу доходов и расходов, ЧНП и
НД.
Заработная плата
|
200
|
Прибыль корпораций
|
115
|
Косвенные налоги на
бизнес
|
22
|
Амортизация
|
15
|
Государственные
закупки товаров и услуг
|
209
|
Валовые внутренние
инвестиции
|
86
|
Потребительские
расходы домашних хозяйств
|
102
|
Трансфертные
платежи населению
|
18
|
Экспорт товаров и
услуг
|
16
|
Импорт товаров и
услуг
|
20
|
Рента
|
31
|
Процентные платежи
|
10
|
5.
Номинальный ВВП
страны в 2009 г. составлял 913 345 млрд. грн., дефлятор ВВП – 113 %,
численность населения страны – 45,9 млн. чел. Рассчитать реальный ВВП и
реальный ВВП на душу населения.
6.
Экономическая
наука и статистика используют такие показатели национального производства:
номинальный и реальный ВВП, изменение реального ВВП, ВВП на душу населения в
национальных денежных единицах и по паритету покупательной способности и т.д.
Объясните, почему для экономического анализа необходимо столько показателей?
Практическая работа № 2
Модель макроэкономического равновесия AD – AS
Цель работы: научиться строить графики совокупного спроса и
совокупного предложения, определять равновесный уровень цен и объем
производства на макроуровне, анализировать влияние неценовых факторов на
совокупный спрос и совокупное предложение.
1.
Заполните
таблицу, обозначив неценовой фактор совокупного спроса соответствующим
обозначением: потребление (С), инвестиции (И), государственные расходы (ГР),
чистый экспорт (ЧЭ). Определите, как изменится совокупный спрос — увеличится
(+) или уменьшится (–) в результате каждого из указанных событий.
Событие
|
Неценовой
фактор AD
|
Изменение AD
|
Увеличение численности населения
|
||
Увеличение ставки
налога на прибыль для населения
|
||
Значительное
уменьшение государственных расходов на оборону
|
||
Экономический
кризис в стране, которая является торговым партнером
|
||
Реализация
социальной программы по поддержке многодетных семей
|
||
Увеличение уровня
жизни населения
|
2.
Укажите примеры
событий, которые могли бы вызвать смещение кривой совокупного спроса в
положение AD1 и AD3.
3.
Используя
график, проанализировать изменения реального объема национального производства
при разных уровнях цен на различных отрезках кривой совокупного предложения (AS).
Вставить в
предложения пропущенные слова:
Кривая совокупного
предложения состоит из трех отрезков:
горизонтального; на этом отрезке реальный объем национального
производства _____________________________, а уровень цен
_____________________________; вертикального; на этом отрезке реальный
объем национального производства ____________________ на уровне «полной
занятости», а уровень цен _______________; промежуточного; на этом
отрезке __________________________ и реальный объем национального
производства, _________________________ и уровень цен.
4.
Заполнить
таблицу, обозначив неценовой фактор совокупного предложения соответствующим
обозначением: изменение цен на внутренние ресурсы (ВР), изменение цен на
импортные ресурсы (ИР), изменение продуктивности труда (ПТ), изменение правовых
норм, налогового законодательства, форм и методов государственного управления и
т.д. (ПН). Определите, как изменится совокупное предложение — увеличится (+)
или уменьшится (–) в результате каждого из указанных событий.
Событие
|
Неценовой
фактор AS
|
Изменение AS
|
В стране начало
разрабатываться новое месторождение нефти
|
||
Россия повысила
цену на газ, который поставляет в Украину
|
||
На автомобильных
заводах страны активно используется роботехника
|
||
Решением
государства были введены дотации производителям мясомолочной продукции
|
||
Был введен акциз на
производство табачных изделий
|
||
Из-за
нестабильности политической ситуации в соседней стране резко увеличилось
количество иммигрантов
|
5.
Укажите примеры
событий, которые могли бы вызвать смещение кривой совокупного предложения в
положение AS1 и AS3.
6.
Изобразите на
графиках следующие макроэкономические ситуации:
a)
увеличение реального объема ВВП не сопровождается
увеличением общего уровня цен;
b)
увеличение реального
объема ВВП сопровождается увеличением общего уровня цен;
c)
увеличение общего
уровня цен не сопровождается увеличением реального объема ВВП.
К какому из отрезков
кривой совокупного предложения относится каждая из ситуаций? Подпишите под
графиками название отрезков.
7.
В экономике
условной страны шкала совокупного спроса и совокупного предложения имеет вид:
Величина
спроса на реальный объем ВВП, млрд. ден. ед.
|
Уровень цен, %
|
Величина
предложения на реальный объем ВВП, млрд. ден. ед.
|
50
|
60
|
200
|
100
|
50
|
200
|
150
|
40
|
150
|
200
|
30
|
100
|
250
|
20
|
50
|
Постройте
графики совокупного спроса и совокупного предложения, определите равновесный
уровень цен и равновесный объем производства.
8.
Проанализируйте,
какие последствия может иметь вмешательство государства при установлении
макроэкономического равновесия?
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА № 3
ОЦЕНИВАНИЕ
УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
Цель работы: научиться рассчитывать уровень безработицы и различать
основные формы безработицы
1.
Заполните
пропуски в предложениях:
1)
________________________
и __________________ в совокупности образуют экономически активное население
(____________________).
2)
_____________________________
обусловлена несоответствием структуры спроса на рабочую силу структуре ее
предложения.
3)
______________________________
- это уровень безработицы при полной занятости рабочей силы.
4)
В период
циклического спада ______________________________ дополняет фрикционную и
структурную безработицу.
2.
К какой
категории населения (занятые, безработные, экономически неактивное население,
нетрудоспособные) относятся следующие лица?
1)
Работник,
который уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности
2)
Студентка
дневного отделения университета
3)
Работник
автомобильного предприятия, которого перевели на неполный рабочий день
4)
Швея, которую
уволили из-за сокращения рабочих мест и которая потеряла надежду найти работу и
прекратила ее поиски
5)
Шахтер, который
по состоянию здоровья не может работать
6)
Студент, который
работает лаборантом в университете и учится в этом же вузе на заочном отделении
7)
Домохозяйка,
которая полностью посвятила себя семье и дому
8)
Женщина, которая
находится в декретном отпуске
9)
Программист,
уволенный из-за банкротства фирмы, который зарегистрировался в государственной
службе занятости
10)
Балерина,
которая вышла на пенсию и больше не работает
3.
Определите, как
изменится уровень безработицы в стране, если:
1)
Граждане страны
эмигрируют за границу
2)
В стране
увеличивается количество беженцев
3)
В стране растет
рождаемость
4.
Определите
уровень безработицы по следующим данным.
Количество населения
одного из регионов страны составляет 3 млн. чел., из которых дети в возрасте до
6 лет — 0,8 млн. чел.; лица, находящиеся в психиатрических больницах и
исправительных заведениях, — 0, 1 млн чел.; пенсионеры — 1 млн. чел.; безработные
— 0,2 млн. чел.; заняты неполный рабочий день — 0, 1 млн. чел.
5.
В таблице
приводятся данные, характеризующие состояние рынка труда в стране в течение
трех лет. Сделайте необходимые расчеты и заполните таблицу.
Население
в трудоспособном возрасте (млн. чел.)
|
Экономически
активное население (млн. чел.)
|
Занятые
(млн.
чел.)
|
Безработные
(млн.
чел.)
|
Уровень
безработицы
(в
%)
|
|
2010
|
110,2
|
71,8
|
62,5
|
||
2011
|
110,3
|
64,3
|
10,45
|
||
2012
|
110,4
|
6,4
|
9,04
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий