Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

18 ноября 2019 г.

Урок. Литературное чтение (обучение грамоте) в 1-А классе

Поручикова Татьяна Викторовна,
учитель I категории 
ГУ ЛНР "Луганское общеобразовательное
учреждение –специализированная
школа №1 имени профессора Л. М. Лоповка"

Урок. Литературное чтение (обучение грамоте) в 1-А классе

Тема: Согласные звуки [р], [р'] и обозначение их буквой Рр.
Цели: познакомить со звуками [р], [р'] и буквой Рр; сформировать умения выделять данные звуки из речи, давать характеристику звукам, узнавать графический образ букв, слогов, предложений, читать слоги, слова, предложения; развивать речь, память, мышление; воспитывать познавательный интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.
Оборудование: карточки с изученными буквами, карточки с изображением животных, звуковые схемы, анаграммы, лента слогов, книга "Сказки А.С. Пушкина", портрет А.С. Пушкина, демонстрационная буква Р, тетради-помощники, раздаточный материал (рыбки), цветные карандаши, ТСО.
Структура и содержание урока:
I. Мобилизующая часть урока.
  1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Речевые упражнения (повышение, понижение силы голоса).
Мы гуляли темным бором,             Мышонку шепчет мышь:
Мы спросили дружно хором:          - Ты все шуршишь, шуршишь.
- Дома ль бабушка Яга?                 Мышонок шепчет мыши:
Бор ответил нам: - Ага...               - Шуршать я буду тише.
  1. Игра "Угадай, кто, где живет".
- На каждом домике написана буква. С этой буквы начинается название того животного, которое живет в домике. (Дети выходят и стрелками соединяют).
Итог:
- Что вспомнили, играя в эту игру? (Изученные буквы).
II. Формирование новых знаний. умений. навыков.
  1. Мотивация учебной деятельности.
Прослушивание отрывка из сказки.
- Из какой сказки этот отрывок? (Сказка о рыбаке и рыбке).
- Кто автор этой сказки? (А.С. Пушкин).
Показ портрета А.С. Пушкина и книги "Сказки А.С. Пушкина".
- К нам на урок приплыла Золотая рыбка, чтобы посмотреть, чему научились ученики 1-го класса. Для этого рыбка предлагает нам выполнить разные задания. Но сначала немного отдохнем и наберемся сил.
  1. Физминутка.
Рыбки плавают в воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
На крючок не попадутся.

  1. Сообщение темы и задач урока.
Загадки.
На крылечке сидит кот
И облизывает... (рот).
- С какого звука начинается отгадка? (Со звука [р]).
- Это согласный или гласный звук? (Согласный).
- Это твердый или мягкий согласный звук? (Твердый).
Вслед за двойкой, посмотри -
Разместилась цифра... (три).
- Какой звук услышали в середине слова? (Звук [р']).
- Это твердый или мягкий согласный звук? (Мягкий).
Вывод:
- Ребята, вы догадались, какие звуки будем изучать на уроке? (Звуки [р], [р'])
- Эти звуки на письме обозначаются буквой Рр. (Показ буквы Р).
- На что похожа буква Р? (Парус на мачте, перевернутый Ь и т.п.).
- Напечатайте в тетрадях-помощниках три раза букву Р.
  1. Работа со звуковыми схемами.
- Найдите соответствующие звуковые схемы к словам "рот" и "три".
СХЕМЫ
- Начертите эти схемы в тетрадях и напечатайте рядом слова.
- Обменяйтесь тетрадями. Если ваш сосед по парте сделал все правильно, то нарисуйте на полях веселый смайлик.
- Отложите тетради в сторону.
  1. Игра "Тим-Том".
- Рыбка предлагает нам сыграть в игру "Тим-Том".
Рак. река, двор. дверь. крем, арбуз. (Показывают).
  1. Чтение слогов-слияний.
РА, РО, РЫ, РУ, РИ.
- Назовите слог, в котором слышим мягкий согласный звук [р']. (Ри).
  1. Чистоговорка.
 Ра-ра-ра, ра-ра-ра.                      Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
 На дворе у нас гора,                    Покатаемся с горы,
 Ру-ру-ру, ру-ру-ру,                      Ри-ри-ри. ри-ри-ри
 Собирайте детвору,                     От зари и до зари.

  1. Физминутка. (Музыка)
- Все умеем мы трудиться
- И конечно веселиться.
- Детвора. быстрей вставай,
- Пляску дружно начинай,
  1. Работа с текстом и развитие речи учащихся.
- Золотая рыбка очень хочет послушать, как вы умеете читать.
- Откройте азбуку на странице 65.
- Посмотрите на рисунок внизу страницы.
- Как вы думаете, о ком будем читать текст? (О девочке, которая уколола палец).
- Что такое кактус? (Растение с колючками).
а) Чтение текста учителем. Беседа.
    - Как зовут девочку? Что она сделала? Что с ней случилось?
б) Чтение трудных слов на доске.
    Кактус, растут, тронула, уколола, ранка.
в) Чтение текста сильными учащимися.
г) Чтение в наушниках.
д) Чтение по рядам (1 ряд - 1 предложение, 2 ряд - 2 предложение, 3 ряд - 3 предложение, вместе - 4 предложение).
- Если бы вы оказались рядом с Ирой, как смогли бы помочь девочке?
  1. Работа с анаграммами.
- Так как многие ребята знают все буквы русского алфавита, то рыбка предлагает расшифровать анаграммы.
ГИРТ - ТИГР, РКОТ - КРОТ, МЖОР - МОРЖ, СОНЛ - СЛОН.
- Какое слово лишнее и почему? (Слон, т.к. в его записи нет буквы Р).
  1. Викторина по сказкам А.С. Пушкина
- Еще одно задание приготовила Золотая рыбка. Угадайте названия сказок А.С. Пушкина по данным отрывкам. (Дети читают отрывки из сказок "Сказка о царе Салтане...", "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях").
- Молодцы!
III. Рефлексия.
Беседа.
- С какими звуками познакомились на уроке?
- Какой буквой они обозначаются?
- Что еще полезного сделали на уроке?
- Как вы думаете, Золотой рыбке понравился наш урок?
- На память об этом уроке волшебная рыбка оставляет вам своих сестренок, которые вырастут и будут исполнять ваши желания.

Комментариев нет :

Отправить комментарий