Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

19 февраля 2019 г.

Методическая разработка по предмету: Материаловедение. Тема: Цветные металлы и их сплавы

Л.С.Саух,
Преподаватель,
ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж информационных технологий и предпринимательства»


Методическая разработка по предмету: Материаловедение. Тема: Цветные металлы и их сплавы

Цели :
– обучающие:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по темам «Лёгкие металлы», «Легкоплавкие металлы», «Тугоплавкие металлы», «Благородные металлы», «Коррозия металлов»; закрепить полученные знания;
– развивающие:
формировать умения анализировать, сравнивать, самостоятельно делать умозаключения и выводы; формировать коммуникативную культуру.
 – воспитательные:
развивать интерес к своей профессии, воспитывать у обучающихся стремление как можно лучше овладеть ею; формировать активную жизненную позицию, воспитать настойчивость, ответственность и культуру общения.

Тип занятия: обобщения и систематизация знаний.
Вид занятия: соревнование
Методы обучения:
–  словесные (беседа, доклад-презентация, «Разминка», метод кооперативного обучения).
–  наглядные (доклад-презентация).
практические (заполнение мини-конспектов, выполнение практического исследования, расшифровка маркировки у доски, тестирование)
Межпредметные связи:
–  01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
–  производственное обучение.
Материально-техническое обеспечение занятия:
-   мультимедийная установка,
-   микроскопы
Дидактическое обеспечение занятия:
-  мини-конспект,
-  презентация с докладом
- расшифровка маркировки по карточкам-заданиям

Литература:
-        Латунь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
        -        Материаловедение: учебное пособие / Ю.П. Егоров, Ю.М. Лозинский, Е.И. Марр и др.; Под ред. А.Г. Багинского; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 100 с.
-        Гуляев А.П. Металловедение. – М.: Металлургия, 1986.
-        Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. – М.: Машиностроение, 1990.
-        Материаловедение / Под. общ. ред. Б.Н. Арзамасова, Г.Г. Мухина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003.

Ход занятия

1. Организационный момент
2 мин

Здравствуйте. Староста, доложи явку по группе; Прежде чем приступить к занятию, хотелось зачитать эпиграф: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» (Русская пословица).

2.Мотивация и сообщение темы и цели занятия
2 мин
Итак, ребята!
Тема нашего занятия «Цветные металлы и их сплавы».Запишите тему в свои мини-конспекты. Цель занятия: обобщить, систематизировать и обеспечить повторение по темам «Лёгкие металлы», «Легкоплавкие металлы», «Тугоплавкие металлы», «Благородные металлы», «Коррозия металлов», с которыми обучающиеся познакомились на предыдущих занятиях Сегодня мы проведём занятие материаловедения в виде соревнования. В каждых соревнованиях есть жюри и участники. Наше не исключение. Хочу всем представить наше уважаемое жюри, которое будет оценивать конкурсы и подсчитывать набранные баллы.
1 –мастер производственного обучения Учунжан Артём Михайлович;
2- заведущий автомастерской нашего колледжа Бородаенко Виктор Викторович;
3-  старший мастер Ерёмин Валерий Николаевич.
И наши команды: Команда «Форсаж» и команда «Ягуар». В каждой команде есть капитан.
Капитаны представляются.
Желаю командам успеха -мы начинаем.

3. Воспроизведение и коррекция знаний
12 мин

Итак первый конкурс «Разминка».Во время «Разминки» мы повторим пройденный материал. На экран будут высвечиваться вопросы по очереди для каждой команды. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал. Если команда даёт неправильный ответ, то вторая команда имеет право ответить на этот же вопрос и получить дополнительный балл.

                                            Вопросы:
1.Что называется металлом? (Металлами называют простые вещества, которые при обычных условиях твердые (только ртуть находится в жидком состоянии) и отличаются характерным металлическим блеском и непрозрачностью, ковкостью и свариваемостью, тягучестью, электропроводностью и теплопроводностью, высокой истинной плотностью,)
  1. Что относится к механическим свойствам металла?( К основным механичес­ким свойствам относятся прочность, твердость, ударная вязкость, упругость, пластичность, хрупкость)
  2. Что относится к физическим свойствам металла? (К физическим свойствам материалов относится плотность, тем­пература плавления, электропроводность, теплопроводность, магнит­ные свойства,)
  3. Перечислить лёгкие металлы? ( алюминий, бериллий, магний, титан и литий)
  4. Перечислить легкоплавкие металлы? (Цинк,галлий, олово, свинец).
  5. Перечислить тугоплавкие металлы?( ванадий, ниобий, тантал, хром, молибден, вольфрам)
  6. Перечислить благородные металлы? (Золото, серебро, платина, палладий, осмий).
  7. Что называется коррозией? (Разрушение металла под воздействием окружающей среды).
  8. Что называется микроанализом? (Изучение металла с помощью микроскопа).
10.Что называется макроанализом? (Изучение металла невооружённым глазом или с помощью лупы).

Жюри, подведите итог первого конкурса «Разминка»______________________.

Второй конкурс – это «Конкурс капитанов».  Каждый капитан команды подготовил доклад-презентацию. В  этом докладе описал физические, механические свойства, применение в автомобиле одного цветного металла. Пока капитаны будут презентовать свои металлы, остальные учащиеся заполняют таблицы в своих мини-конспектах. Регламент выступления до 4 минут. После выступлений двух капитанов наше уважаемое жюри оценит выступление и поставит баллы. Оценивание ведётся по трём критериям : первое оценивается  презентация максимум 3 бала, второе оценивается  доклад капитана до трёх балов и  третье  вывод или итог, который сделал выступающий до 3 балов. Максимум капитан может набрать 9 баллов.
Выступление капитана команды «Ягуар».
Жюри, у вас есть вопросы к капитану?
Вопрос от жюри.
Выступление капитана команды «Форсаж».
Жюри, у вас есть вопросы к капитану?
Вопрос от жюри.

Остальные проверьте пожалуйста заполнение таблицы. (на экран высвечивается таблица).

Металл
Физические свойства
Механические свойства
Применение в автомобилях
Алюминий



Медь




Жюри, вы готовы озвучить  баллы за «Конкурс капитанов» и подвести итог за два конкурса?

Жюри объявляет баллы.


4. Обобщение и систематизация учебного материала
16 мин

Следующий конкурс исследовательский называется «Угадай металл».
Перед каждой командой находятся по три металла. Команды с помощью микроанализа и макроанализа должны исследовать металл и  установить, какие металлы у них на столе. Записывают себе в конспект результаты исследований. Время на практическое задание 5минут, если команда выполнила задание раньше установленного времени, то капитан поднимает руку. За каждый правильно угаданный металл команда получит балл. Время пошло.
Обучающиеся начинают исследовать металлы с помощью микроскопа .
После окончания установленного времени капитаны команд объявляют результаты исследований.
А теперь  внимание на экране правильные варианты ответов.
Первый металл________, второй _________, третий_________.
Жюри, объявите результаты  конкурса  «Угадай металл» и итог за три конкурса.

Жюри объявляет результаты.

Мы переходим к четвёртому конкурсу «Автомобильный пазл». Мы все в детстве любили собирать картинки из пазлов. Мы видим как наш автомобиль на экране распался на несколько частей. На каждой части изображен какое-либо устройство автомобиля. Если вы ответите из какого металла изготовлена данная деталь, то этот пазл соединяется в основную картинку. Отвечает тот кто первый поднял руку.
Вопросы:
  1. Из какого металла изготовлен радиатор? (Алюминий ).
  2. Из какого металла рулевая рейка?(Алюминий).
  3. Из какого металла диски? (титан и алюминий).
  4. Из какого металла электропроводка? (Медь).
  5. Из какого металла аккумулятор? ( Свинец).
  6. В задних фонарях находятся лампы. Какой металл в лампе? (Вольфрам).
  7. Из какого металла кузов автомобиля? (Алюминий).
  8. Из какого металла крепление зеркала? (Алюминий).

Мы собрали автомобиль и он готов в путь!!!!(звучит звук мотора).

Теперь подсчитаем результаты за четвёртый конкурс.
И подведём общий итог.

Пятый конкурс называется «Расшифруй маркировку». Внимание задание- представитель от каждой команды подходит к столу преподавателя и выбирает карточку с заданием, на которой записана маркировка сплава. У доски расшифровует маркировку и объясняет выполнение задания. За правильный ответ получает балл. Обучающиеся  в это время записывают маркировку в свои мини-конспекты.
Представители от каждой команды расшифровуют маркировку у доски.

ЛАЖМц66-6-3-2 (латунь, в которой содержится 66 % меди Cu, 6 %  алюминия Al, 3 % железа Fe и 2 %  марганца Mn, цинка в ней 100 – (66+6+3+2)=23 %.).

БрОЦС6-6-3 (бронза, в которой содержит 6% олова Sn, 6% цинка Zn и 3%  свинца Pb, Сu - 6+6+3=15 , поэтому 100-15= 75% меди.).

ЛЦ25С2 ( латунь 25% цинка Zn , 2% свинца   Pb, Сu- 25+2=27 100-27= 73%) .

БрОЦС5-6-5 (бронза содержит 5% олова Sn , 6% цинка Zn , 5% свинца Pb и 84% меди Сu).
.
5. Закрепление материала
8 мин

Вот и время пришло для последнего задания, а именно проведению тестирования. В ваших мини-конспектах необходимо ответить на 10 тестовых вопросов. Время на выполнение заданий 4 минуты.

Тесты:

  1. Что из перечисленного не относится к механическим свойствам металла?
А) Прочность  Б) Твёрдость В) Плотность  Г) Упругость

  1. Какой из металлов тугоплавкий?
А) Вольфрам  Б) Олово  В) Титан  Г) Медь

  1. Явление разрушения металлов под действием окружающей среды, называется:
     А) Жаростойкостью Б).Жаропрочностью В) .Коррозией Г) Износостойкостью

  1. Благородные металлы?
А) золото платина медь алюминий
Б) никель серебро олово
В) серебро палладий платина
Г) золото осмий  молибден
  1. Компоненты дюралюмина?
А) медь никель кремний
Б) алюминий медь кремний
В) алюминий медь марганец магний
Г) медь алюминий никель
  1. Какой металл применяется для изготовления электропроводов в автомобилях?

А) Медь   Б) Свинец   В) Титан  Г) Олово

  1. Сплав меди прочный, но легко обрабатываемый металл золотисто-желтого цвета, он меньше, чем медь, окисляется, обладает большей прочностью, но и меньшей пластичностью?

А) Бронза  Б) Латунь  В) Мельхиор

  1. Маркировка ЛАНМц59 – 3 – 2 – 2

А) Латунь Cu – 59%, Al – 3%, Ni – 2%, Mn – 2%, Zn – остальное – 34%.     

Б)  Латунь Cu – 59%, Al – 3%, Nа – 2%, Mn – 2%, Zn – остальное – 34%.    

В)  Латунь Cu – 59%, Al – 3%, Nа – 2%, Mо – 2%, Zn – остальное – 34%.    

Г)  Латунь Cu – 59%, Al – 3%, Ni – 2%, Mn – 2%, Zn – остальное – 44%.                      

  1. Какие сплавы применяются для ходовой части автомобиля?

А) Алюминиевые сплавы   Б) Титановые сплавы  В) Сплавы меди

  1. Из каких сплавов изготавливают корпус карбюратора, топливного насоса, корпуса автомобильных сигналов, различных ручек, корпусов измерительных приборов?
А) Цинковый сплав
Б) Алюминиевый  сплав
В) Медные сплавы

Теперь передайте свой мини-конспект соседу слева, сделайте взаимопроверку тестов,. За каждый правильный ответ получаете балл. Максимум вы можете набрать 10 баллов.
Преподаватель называет правильные ответы  теста.

№ вопроса
Правильный вариант ответа
1
В
2
А
3
В
4
В
5
В
6
А
7
Б
8
А
9
Б
10
А

6. Подведение итогов занятия  и оценивание обучающихся                            3 мин
Теперь капитаны складывают полученные баллы всей команды. Полученный балл
записывают на оценочном листе и передают членом жюри.


Ребята, пока жюри подводит итог всех конкурсов давайте каждый выскажет, что понравилось и запомнилось вам, что нового и интересного узнали.
Ответы учащихся.
Жюри объявляет результаты конкурса. Вручает «Грамоту» победителям и «Похвальный лист» за II место.
Выставление оценок за урок.


7. Домашнее задание 2 мин

Домашнее задание: составить кроссворд по теме «Цветные металлы и их сплавы», реферат «Самый главный цветной металл».
Спасибо за работу.


Приложение
Луганский колледж информационных технологий и предпринимательства


МИНИ-КОНСПЕКТ

Тема:___________________________
                                                    


Группа № ___ по профессии «Автомеханик.»
Ф.И.О          ._____________________________________


                                      





   Разработал преподаватель Саух Л.С

                                                                              


                                                                
Луганск, 2018
ЦЕЛИ:
- Обобщить и систематизировать знания обучающихся по темам «Лёгкие металлы», «Легкоплавкие металлы», «Тугоплавкие металл», «Благородные металлы», «Коррозия металлов»;
- Закрепить полученные знания;
ПЛАН УРОКА:

  1. Повторение тем: «Лёгкие металлы», «Легкоплавкие металлы», «Тугоплавкие металлы», «Благородные металлы», «Коррозия металлов»;
  2. Этапы соревнования: «Разминка», «Конкурс капитанов», «Угадай металл», «Автомобильный пазл», «Расшифруй маркировку», «Тестирование».
  3. Подведение итогов, оценивание.
  4. Домашние задание.



«Конкурс капитанов»


                           «Угадай металл» практическое задание.
                                                                                                         




Металл №1___________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________
Металл №2___________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________
Металл №3___________________________________________________
Вывод:____________________________________________________





                        «Расшифруй маркировку»


ЛАЖМц66-6-3-2  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

БрОЦС6-6-3 ____________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛЦ25С
____________________________________________________________________________________________________________________________________
БрОЦС5-6-5
________________________________________________________________________________________________________________________________









Тесты:

  1. Что из перечисленного не относится к механическим свойствам металла?

А) Прочность  Б) Твёрдость В) Плотность  Г) Упругость

  1. Какой из металлов тугоплавкий?

А) Вольфрам  Б) Олово  В) Титан  Г) Медь

  1. Явление разрушения металлов под действием окружающей среды, называется:

А) Жаростойкостью Б). Жаропрочностью В). Коррозией Г) Износостойкостью
  1. Благородные металлы?
А) золото платина медь алюминий
Б) никель серебро олово
В) серебро палладий платина
Г) золото осмий молибден
  1. Компоненты дюралюмина?
А) медь никель кремний
Б) алюминий медь кремний
В) алюминий медь марганец магний
Г) медь алюминий никель
  1. Какой металл применяется для изготовления электропроводов в автомобилях?

А) Медь   Б) Свинец   В) Титан  Г) Олово
  1. Сплав меди прочный, но легко обрабатываемый металл золотисто-желтого цвета, он меньше, чем медь, окисляется, обладает большей прочностью, но и меньшей пластичностью?
А) Бронза  Б) Латунь  В) Мельхиор

  1. Маркировка ЛАНМц59 – 3 – 2 – 2

А) Латунь Cu – 59%, Al – 3%, Ni – 2%, Mn – 2%, Zn – остальное – 34%.    

Б)  Латунь Cu – 59%, Al – 3%, Nа – 2%, Mn – 2%, Zn – остальное – 34%.    

 В)  Латунь Cu – 59%, Al – 3%, Nа – 2%, Mо – 2%, Zn – остальное – 34%.    

 Г)  Латунь Cu – 59%, Al – 3%, Ni – 2%, Mn – 2%, Zn – остальное – 44%.                     

  1. Какие сплавы применяются для ходовой части автомобиля?

А) Алюминиевые сплавы   Б) Титановые сплавы  В) Сплавы меди

  1. Из каких сплавов изготавливают корпус карбюратора, топливного насоса, корпуса автомобильных сигналов, различных ручек, корпусов измерительных приборов?
А) Цинковый сплав
Б) Алюминиевый  сплав
В) Медные сплавы

№ вопроса
Правильный вариант ответа
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество набранных баллов
Домашние задание: составить кроссворд по теме «Цветные металлы и их сплавы», реферат «Самый главный цветной металл».

Комментариев нет :

Отправить комментарий