Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

14 февраля 2017 г.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «СЕЙ ДОБРО, ПОСЫПАЙ ДОБРОМ, ЖНИ ДОБРО, ОДОЛЕЙ ДОБРОМ!»

Калинина Елена Николаевна, 
учитель украинского языка и литературы, 
ГБОУ ЛНР "Алчевская средняя общеобразовательная школа №6", 


КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«СЕЙ ДОБРО, ПОСЫПАЙ ДОБРОМ,
ЖНИ ДОБРО, ОДОЛЕЙ ДОБРОМ!»
(к 215-летию ко дню рождения В.И. Даля)




Форма проведения: устный журнал.
Целевая аудитория: учащиеся 6-10 классов.
Цель: познакомить учащихся с биографией В.И. Даля;
приобщить их к творческой деятельности Казака Луганского;
дать представление о культурной жизни той эпохи, когда жил В.И. Даль;
показать величие гения, его значение в лингвистике и литературной среде;
познакомить со «Словарём живого великорусского языка»;
прививать интерес к изучению русского языка, к устному народному творчеству.
Оборудование: презентация, выставка книг В.И. Даля, портрет В.И. Даля (рисунок ученицы 7 класса).


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


(Звучат фанфары.
Выходят дети в русских национальных костюмах, с хлебом и солью)


1 ученик: Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!
                Знания вам да радости!
                Давно мы вас поджидаем,
                Праздник не начинаем.


2 ученик: Душа грустит о небесах,
                Она нездешних нив жилица
                Люблю, когда на деревах
                Огонь зеленый шевелится.


3 ученик: То сучья золотых стволов,
                Как свечи теплятся пред тайной,
                И расцветают звезды слов
                На их листве первоначальной.


Учитель: Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня на праздник поэтической культуры русского народа. Все, кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя Владимира Ивановича Даля, нашего земляка, чей юбилей отмечаем мы в этом году. Даль всю свою жизнь посвятил русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре. В.И. Даль – настоящий труженик и сеятель добра. Поэтому, наш устный журнал назван одной из пословиц этого великого человека: «Сей добро, посыпай добром, жни добро, одолей добром!»
И открываем мы наш журнал стихотворением нашей ученицы:
Когда уж осень близилась к финалу
И стаи птиц лететь стремились в даль.
У лекаря-датчанина в Луганске
Родился сын – Владимир Даль.


Он позже станет очень знаменитым.
«Казак Луганский» будет себя звать.
Ну, а к труду любовь и уваженье
Ему привьёт заботливая мать.


Закончит он морской кадетский корпус.
На флоте будет мичманом служить.
Потом пойдёт учиться в медицинский,
Чтоб, как отец, врачом хорошим быть.


Его талантов всех не перечислить:
Писатель, сказочник, моряк, лингвист,
Создатель словаря и двух учебников,
Военный врач и русский фольклорист.


Его словарь толковый знает каждый.
На сказках и пословицах растём.
Скороговорки, игры и загадки
К нам с детства вместе с Далем входят в дом.


Гордимся земляком своим великим.
Он нам богатство языка сумел открыть.
И через двести лет Казак Луганский учит:
Любить родной язык и Родину любить.


1 ученик: В шестой школе, во школе во славной,
                Во палате этой белокаменной
                Собирались гости званые,
                Гости званые и желанные


2 ученик: Дорогие гости, здравствуйте!
                Не всех назовем по имени,
               А всем низко кланяемся.


Все: Здравствуйте! (низко кланяются)


3 ученик: Дорогих гостей встречаем
                Круглым пышным караваем!
(Кланяются и отдают каравай)


1 ученик: О, гости достопочтенные!
                Пойдут пусть речи здесь светлые и в памяти останутся


2 ученик: Скрепите ум силою своею,
                Поострите сердце мужеством!
                Быть вечеру великому!


3 ученик: Спешить - не спешите,
                Нас послушайте,
                Чтобы путь себе верный, прямоезжий избрать!


1 ученик: А потому пора к беседе уже приступать о великом муже земли Русской, о создателе словаря «Толкового живого великорусского языка», о Владимире Ивановиче Дале!


2 ученик: Так отправимся же в путешествие по следам деяний Далевых!
                 У нас для каждого найдется местечко и словечко,
                 Припасли мы знаний на всякий вкус!
                 Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!


(исполняется народная песня «Во горнице»)


Страница 1. «Мое Отечество»


Ведущий 1: Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в местечке Лугань Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.


Ведущий 2: Отец Владимира Ивановича, Иоганн Даль, был сыном офицера датской королевской армии. Он преуспел в науках: рано окончил школу, учился в университете в Германии. Блестяще знал языки: немецкий, английский, французский, русский, латынь и греческий.


Ведущий 1: Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина II пригласила Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Это было в середине 80-х годов XVIII века.
Ведущий 2: Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в России, но он хотел выбрать самую полезную специальность, чтобы быть полезным России. В те годы было в стране мало врачей. Иоганн Даль решил себя посвятить медицине.


Ведущий 1: С этой целью он отправился снова в Германию, где получил диплом доктора медицины и, вернувшись в Россию, больше никогда ее не покидал. С тех пор и имя свое он стал писать на русский лад Иван Матвеев, сын Даля.


Ведущий 2: В Петербурге он женился на Марии Фрейтаг, дочери служившего в ломбарде чиновника.


Ведущий 1: Молодая семья поселилась в Гатчине, где Иван Матвеевич был определен лекарем в полк, которым командовал сам Павел I.


Ведущий 2: Уволившись в отставку, Даль-отец служил затем до конца своей жизни лекарем сначала в Луганске, а затем - Николаеве.


Ведущий 1: Мать Владимира Даля, Мария Ивановна Фрейтаг, была хорошо образована, как и супруг, свободно владела пятью языками. Увлечение языками было общей семейной страстью. Детей она учила всему сама (только математику и рисование преподавали педагоги).


Ведущий 2: Про мать Даля известно также, что она была музыкальна, обладала «голосом европейской певицы», играла на фортепиано. Даль вырос в доме, где звучала музыка и пение – это немало значит.


Ведущий 1: Основная забота о детях лежала на матери, и начальное образование они получали дома. Ласковая и мягкая по натуре, всегда ровная в обращении, Мария Ивановна любила детей, но никогда не баловала их. А дети больше всего на свете боялись огорчить мать.


Ведущий 2: Мария Ивановна была веселая, добрая и шумливая хлопотунья. Все ладилось у нее в руках, и всему она могла научить легко и без принуждения.


Ведущий 1: Через много лет, став взрослым, Владимир Иванович Даль часто говорил, что всем обязан матери, приручившей его с детства ко всякой работе.


Ведущий 2: В семье всегда говорили по-русски. Отец “при каждом случае напоминал детям, что они русские. «Древние и новые языки», которыми владел отец, пять языков, на которых говорила мать, - все это рождало в детях «чувство языка».


Ведущий 1: 16-летним юношей оказавшись в Европе, Владимир Даль попал не в какую иную страну, а именно в Данию. Что чувствовал юноша, оказавшись на родине своих предков, расскажет он сам.


(Появляется Даль. Он в накинутой на плечи шинели)


Даль: Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что я увижу отечество моих предков, мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же парах окончательно убедился в том, что нет у меня ничего общего с отчизной моих предков. Я понял, что моя родина – Россия. (уходит)


Ведущий 2: Жизнь Владимира Ивановича была яркой и насыщенной. Сначала он учился в Петербургском морском кадетском корпусе, а затем – на медицинском факультете Дерптского университета.


Ведущий 1: Служил офицером на флотах Черноморском и Балтийском, военным врачом в сухопутных частях русской армии, чиновником при Оренбургском военном округе. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, не раз отличался в сражениях.


Страница 2. «Главный день его жизни»


Даль: Учиться меня отдали в Морской кадетский корпус. Здесь я составил свой первый словарь кадетского жаргона из 34 слов. 3 марта 1819 года мы были выпущены мичманами.


(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)


Ямщик: Ну что, барин, будем ехать или еще чуть погреемся?


Даль (застегивая шинель): А доберемся в такую-то пургу?


Ямщик: Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.


Даль: Как это “замолаживает”?


Ямщик: Пасмурнеет. К теплу.


Даль: Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?


Ямщик: Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.


(Даль вытаскивает из кармана записную книжку, карандаш,
дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать.
Ямщик уходит)


Даль: Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово.


Ведущий 2: Летят сани по снежному полю, метет низовка, а мичману уже не холодно. И не потому, что замолаживает, заволакивает тучами небо – когда еще пройдет ненастье, отпустит мороз! – а потому, что задумался мичман о своем, залетел смелой мыслью далеко за край бескрайнего поля. И про холод забыл.


Ведущий 1: Морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву, где-то у Зимогорского Яма, затерянного в новгородских снегах, человек принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал в книжке первую страничку. Одна страница – какая малость, но, как говорил Пушкин, «понемногу сокровища растут». Это было рождение «Толкового словаря».


Ведущий 2: И еще один главный день в жизни Даля случился через 10 лет. Зимой 1829 года Даль оказался на фронте. Шла война с Турцией.


Ведущий 1: Врач В.И. Даль оперировал, лечил, перевязывал. И был у Даля свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд, с горбами, с тяжелыми, мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презрительно поджатыми губами.


Ведущий 2: Далю верблюд был дороже золота. Он возил не поклажу, а 10 лет жизни. Верблюд был нагружен тетрадями со словами. Но во время боя он пропал.


Ведущий 1: Даль перевязывал раненых, а когда вернулся в обоз – верблюда нет. Даль признавался потом, что осиротел с пропажею своих записок.


Ведущий 2: Через неделю казаки привели отбитого верблюда. Туркам не понадобилось 10 лет жизни Даля. Слова были целы.


Ведущий 1: Даль обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой шерсти, да так и стоял, ослабев.
Ведущий 2: Может, и хорошо, что пропали записки. Он понял, что не увлечение это было, а призвание. Так «золотой верблюд» укрепил решение Даля – заниматься собиранием слов.


Ученик 1: Даль на войне не забывал:
                 Всегда словечки собирал.
                 В толпе солдат время часто проводил,
                 Чтоб бывалый человек словечком удивил.
                 Записей со словами так много оказалось,
                 Что Далю ничего не оставалось,
                 Как верблюда для себя канючить,
                 Чтоб его тюками с тетрадями навьючить.


Ученик 2: Однажды верблюд в плен попал,
                 Даль очень горевал, что его труд пропал.
                 Но солдаты верблюда от врага отбили
                 И хозяину поклажу возвратили.
                 На тетради противник не позарился
                 И верблюд восвояси отправился.
                 Был очень доволен Даль:
                 Отступила сразу его печаль.


Страница 3. «Толковый словарь живого великорусского языка»


Ведущий 1: Владимир Иванович край Луганский прославил,
                    Он толковый словарь составил.
                    «Нет равных его словарю!»
                    Я уверенно об этом говорю.


Ведущий 2: Собрал человек слова…
                    О них поведал сполна.


Ведущий 1: Мы в школе общество далеведов создали.
                    Хотим, чтоб ребята вам все рассказали.


1 ученик: Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
                 В его столбцах мерцают искры чувства.
                 В подвалы слов не раз сойдет искусство
                 Держа в руках свой потайной фонарь.


2 ученик: На всех словах – события, печать.
                Они дались недаром человеку.
                Читаю: «Век. От века, вековать.
                Век доживать. Бог сыну не дал веку.
3 ученик: Век заедать. Век заживать чужой…»
                В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
                Нет, не словарь лежит передо мной,
               А древняя рассыпанная повесть.


Ведущий 2: Далев словарь хранит много старых, не потерянных народом слов. Часто мы хорошо знаем названия обиходных предметов, а вот отдельные части этих предметов не всегда нам известны…


(Стоят стол и табурет. На столе нож с деревянной колодкой. Выходит девочка, одетая старушкой, садится у стола, вяжет носок. Вбегают девочка и мальчик. В руках у мальчика топорище и отдельно от него головка топора. У девочки в руках - ведерко.)


Мальчик: Смотри, бабушка, стал дрова колоть, а эта штуковина отлетела от ручки. (показывает головку топора)


Бабушка: Эх, ты, работник! Да и говорить-то по-русски не умеешь. Какая такая штуковина? Какая тебе еще ручка? Ручка у двери, а у топора – топорище. Дай-ка сюда. А это лопасть с лезом, а вот обух с проухом. У народа на все свое название есть.


Девочка: Как интересно. А у ведра ручка?


Бабушка: И опять не ручка, а дужка. Вставляется в ушки.


Мальчик: И все – то ты, бабушка, знаешь!  (Берет со стола нож.) Так ты и ножик по частям разберешь?


Бабушка: А как же! Дай-ка сюда! Глядите. Вот это плашка, а это черен, или колодочка. А в плашке лезвие и обушок. Вот видите острое и тупое ребро? А кончик ножа зовут острием, или жальцем. А часть, что в колоду уходит, - ножка, или осадка.


Девочка: Ты нам, бабушка, еще что-нибудь расскажи и покажи, как что называется.


Бабушка: Что же далеко ходить?  Вот стол перед вами. (Показывает на столешницу) А это что?


Мальчик: Как что? Крышка, ну, доска.


Бабушка: Крышка у сундука, а это столешница. Ну, пойдемте, еще русскую печь вам покажу и расскажу, что к чему и каким словом обозначено.


(Уходят)


Ведущий 1: Многому можно поучиться у Владимира Ивановича Даля, а главное – преданности родному народу, его любви к прекрасному русскому языку.


(сценка)


1 девочка: Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?


Мальчик: Да Елена Николаевна задание дала: написать творческую работу о словаре Даля.


1 девочка: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: “Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!”


Мальчик: А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.


2 девочка: Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.


Мальчик: Странно. Что же вы в таком случае в своих работах написали?


1 девочка (открывает тетрадь): В толковом словаре Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например, слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик.


2 девочка: И у меня тоже самое. Только я еще написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки (обращается к зрителям):
“В воде родится, а воды боится. Что это? (Зрители отгадывают) (Соль).
Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел”. (Зрители отгадывают) (Печь, огонь, дым).


1 девочка: Вот и все. Что тут сложного. Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами.
Мальчик: Говоришь, как кошка с котятами… А ведь это выражение из словаря Даля. Оно поясняет значение слова “кошка”. Что по-вашему оно означает?


1 девочка (смеется): Ну ты даешь! Да кто же этого не знает?


2 девочка: Тебе и трехлетний ребенок ответит.


Мальчик: А все-таки?..


1 девочка (растягивая слова): Кошка – это домашнее животное.


Мальчик: И только?


2 девочка: А что же еще?


Мальчик: А ведь Даль дает девять толкований слова “кошка” (открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носят на поясе. А еще плетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.


1 девочка (задумчиво): Да… А что там еще про эту кошку?


Мальчик: Пословицы: “Рано пташка запела, как бы кошка не съела”. «Знай кошка свое лукошко». «Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть».


2 девочка (тоже заглядывая в книгу): Тут и загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».


1 девочка (присоединяясь к ним): А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко?» (мальчик и девочка молчат). Свет. Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»


2 девочка и мальчик (вместе): Три!


2 девочка: Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдем – давай лучше работу переписывать.
Ведущий 2: Толковый словарь состоит из 4-ёх томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. Если все слова, собранные Далем, просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей.


Ведущий 1: Идут годы. На дворе уже XXI Век! Одни слова из нашей речи исчезли, за последнее десятилетие появилась масса новых слов! Но также, как и раньше, мы открываем замечательную книгу - «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.


1 ученик: Ветшают прадедов слова,
                Они уже полузабыты,
                Но, как извечная трава,
                Все ж пробиваются сквозь плиты.


2 ученик: Кто нынче скажет - «окоём»,
                Иль «росстани», иль «первопуток» -
                Всё, что Толковым словарём
                В безвестный загнано закуток?


3 ученик: Слова угасшей старины
                Вдали мерцают еле-еле,
               А прежде, жизнью рождены,
               Они ласкали, жгли и пели.


1 ученик: Они рождались неспроста,    
                 Не прихотью, а волей сердца  
                 Из чернозёмного пласта    
                 Для друга и единоверца.


2 ученик: Но даже в наши времена
                Для тех, кто с русской речью дружен,
                Не так легко добыть со дна
                Родные россыпи жемчужин.


3 ученик: То ловишь отзвук древнего напева,
                То говор поздних дней.
                И слово состоит, подобно древу,
                Из веток и корней.
1 ученик: Незыблема его первооснова
                На много тысяч лет.
                Выходит так, что у любого слова
                Есть запах, вкус и цвет.


2 ученик: Слова и фразы нижутся, как звенья,
                И так растет строка.
                И можно различать сердцебиенье
                Живого языка.


3 ученик: Сидят теперь четыре института
                Над словарем одним,
                А Даль все также нужен почему-то,
               А Даль незаменим.


Страница 4. «Русские сказки. Пяток первый»


Ведущий 2: Даль очень любил сказки, сам сочинял их.


Ведущий 1: Год 1832, осень. Даль взял книгу своих «Русских сказок» и отправился к Пушкину. Пушкин сразу показался Далю очень русским – не африканцем. Может быть, оттого что даль привык не только рассматривать людей, но и слушать, у Пушкина был великолепный московский говор.


Ведущий 2: Перелистывая «Пяток первый» (так назвал Даль свой сборник сказок), Пушкин сказал: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе…» Пушкин в это время был уже не только великий поэт, прозаик, драматург, но и сказочник. Даль мог быть доволен. Пушкин понял его, он восхитился обилием накопленных пословиц и поговорок, которые использовались в сказках.
Петрушка: Надев шапку на макушку – пришёл к вам в гости я, Петрушка.
Хотел вам сказку рассказать, да приходил дед Овёс, он все сказки унёс.
Жили-были два гуся, вот и сказочка вся.
Дед Ермил в речке рыбу ловил. Уловил карася – вот и сказка вся.
Был себе царь Додон, построил он костяной дом, набрали со всего царства костей, стали мочить - перемочили, стали сушить - кости пересохли, опять намочили, а когда намокнут, тогда и доскажу.
Но Даля сказки выстроились в ряд-встрече с казаком луганским всякий рад.
Эй, давайте, кто - за мной? Сказок мир такой большой!


(Сундук со сказками выносится. Из сундука достаёт репу.)
Петрушка: Догадались, какая сказка спряталась в сундуке?


(Инсценировка по сказке В. И. Даля «Коломенская желтая репка»)


Петрушка: Жили-были старик со старухой да третья внучка; пришла весна, снег стаял; вот и говорит старуха:


Старуха: Пора огород копать.


Старик: Вестимо, пора.


Петрушка: Наточил старик заступ и пошёл в огород. Уж он его копал, копал, всю землю по комочку перебрал и вспушил гряды на диво. Похвалила старуха гряды и посеяла репу. Взошла репа, растёт и зелена и кудрява, ботва стелется по земле, а под землёю дуется, наливается жёлтая репа, вверх прёт, из земли лезет. Говорят соседи, поглядывая через плетень.


Сосед: Экая репа!


Петрушка: А дедушка с бабушкой да со внучкой радуются да приговаривают.


Внучка: Будет нам что постом печь да парить!


Петрушка: Вот пришёл Успенский пост, что Госпоженками зовут, захотелось дедушке поесть репки-парёнки, пошёл в огород, захватил репу за ботву и ну тянуть; тянет, потянет, вытянуть не может. Крикнул старуху; старуха пришла, схватилась за дедушку и ну тянуть; тянут, потянут вдвоём, вытянуть репки не могут. Пришла внучка, схватилась за бабушку и ну втроём тянуть; они репку тянут, потянут, а вытянуть не могут. Прибежала дворняжка Жучка, уцепилась за внучку, и все сам-четверт тянут, потянут, а репки вытянуть не могут! Старик запыхался, старуха закашлялась, внучка плачет, Жучка лает. Прибежал сосед, схватил Жучку за хвост, Жучка за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедушку, дедушка за репку; тянут, потянут, а вытянуть не могут! Тянули, тянули, да как оборвётся ботва, так все и полетели навзничь: дедушка на бабушку, бабушка на внучку, внучка на Жучку, Жучка на соседа, а сосед на землю. Бабушка: "Ах!" Дедушка руками - мах. Внучка плачет, Жучка лает, сосед затылок потирает, а репка как ни в чём ни бывало сидит в земле!
Почесался сосед, да и говорит.
Сосед: Эх, дедушка, борода выросла, а ума не вынесла; давай заступ, выковырнем её из земли!


Петрушка: Тут и старик со старухой догадались, схватились за заступ и ну обрывать репу; обрыли, вынули, отрясли, а репа такова, что ни в один горшок не лезет. Как быть? Старуха взяла, посадила её на сковороду, испекла, и съели её с соседом сам- четверт, а Жучке кожурки отдали. Вот и сказка вся, больше сказывать нельзя.


Ведущий 1: А ещё Владимир Даль любил наблюдать как танцует простой народ. Он писал, что водить хоровод – это не просто ходить кругами, это еще и петь и красиво танцевать.


1 ученик: Веселей-ко бей ногами,
                Бей ногами, пляши с нами!


Все вместе: Этак! Этак! Да вот так!
                   Этак! Этак! Ещё так!


2 ученик: Ой ли, ой ли лёлё –лёль
                Поплясать ещё изволь!


Все вместе: Этак! Этак! Да вот так!
                    Этак! Этак! Ещё так!


3 ученик: То ли сё ли, ну и что ли
                Попляши ещё поболе.


Все вместе: Этак! Этак! Да вот так!
                    Этак! Этак! Ещё так!


(исполняется русский танец)


Страница 5. «Пословицы и поговорки»


Ведущий 1: Настоящим кладом для Владимира Ивановича Даля была ярмарка. Представляете себе ярморочную площадь? Кричит, разговаривает, поет, торгуется ярмарка. И каждый вечер приносит Даль домой несметные сокровища, за которые не берут на ярмарке денег, - только подбирай слова, пословицы, прибаутки, игры, песни.


(исполняется песня «Ярмарка»)
Скоморох 1: На ярмарку, на ярмарку!
                      Спешите все сюда!
                      Здесь прибаутки, шутки
                     Давно вас ждут, друзья!


Скоморох 2: А мы сейчас почтеннейшую публику и распотешим.


Скоморох 1: Расскажем были, небывальщины, приговорки и прибаутки, пословицы и поговорки.


Скоморох 2: А записаны они Далем, который их очень любил и ценил.
Ведущий 2: Сборник пословиц составлялся Далем более 40 лет и работа, проделанная им, поистине грандиозна.


Ведущий 1: В 1862 году вышла книга «Пословицы и поговорки русского народа», в котором собрано 30130 пословиц (180 тем).


Скоморох 1: А, давай в игру поиграем, я буду начинать пословицы, а ты заканчивай.


Скоморох 2: Не хочу. Лень мне. Лучше погуляю.


Скоморох 1: Разве не знаешь: «Делу время, а потехе час».


Скоморох 2: Ну, и что! Не хочу и всё!


Скоморох 1: Придётся тебя за ушко да на солнышко.


Скоморох 2: Хорошо бы мой дружок пришёл. Он бы эти пословицы враз разгадал. Да обидел я его.


Скоморох 1: Говорил я тебе: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».


Скоморох 2: Да, что имеем, не храним, потерявши плачем.


Скоморох 1: Гляди-тко - и коробейники пожаловали.


(заходят коробейники)


1 коробейник: Здравствуйте, честная публика,
                          Мы - коробейники,
                          Ходим с коробами,
                         Торгуем мелким товаром.
2 коробейник: У нашего Якова товара всякого.


1 коробейник: Продаем дешево, складно, одеваем, рядим, охаживаем покупателей, на 100 годов приваживаем.


1 коробейник: Вот конфетина. Как куснешь, так уснешь, как вскочишь, опять захочешь. Подходи, бедный, подходи, богатый, подходи, тонкий, подходи, пузатый, подходи, слепой, подходи, горбатый! Всем раздаю почти задаром! Устал кричать, не пора ли покупать?


2 коробейник: У нас шпильки, булавки, чирьи, бородавки, нитки, катушки, селедочные кадушки, банки с помадой и с дегтем, кому надо, красные платочки, мелкие гвоздочки. Есть старые башмаки, покупайте, молодые и старики.


1 коробейник: Мы про ваш праздник наслышаны
                         И товарец у нас к этому случаю есть:
                         Продаем мы загадки, пословицы, поговорки.
                         Что Даль много лет собирал.


2 коробейник: Вижу бабёнки тут собрались все красавицы, с характером. Ведь, баба без характера, что хлеб без соли.


1 коробейник: Меж бабьим ДА и НЕТ не проденешь иголки.


2 коробейник: На женский нрав не угодишь. Назло мужу сядет в лужу.


1 коробейник: Три бабы - базар, а семь - ярмарка.


2 коробейник: Хотим мы ум ваш испытать.


1 коробейник: Да, женский ум лучше всяких дум.


2 коробейник: Почтеннейшие, я вас упреждаю,
                         Кто умом слабоват, у того выйдет неотгад,
                         С того самого плату спросим –
                         Серебром заплатить попросим.


1 коробейник: Без пословицы слово не молвится.


2 коробейник: Пословицу не обойти и не объехать.


1 коробейник: Старая пословица век не сломится,
2 коробейник: И на всякого Егорку есть поговорка.


1 коробейник: Добрая пословица не в бровь, прямо в глаз.


2 коробейник: Послушать пословицы сможешь у нас


1 коробейник: Мы вам начало пословицы, в вы нам конец.


(раздают карточки с началом пословицы, нужно закончить)


Поспешишь - (людей насмешишь).
Родимая сторона мать, (а чужая - мачеха).
Закончил дело — (гуляй смело).
Любишь кататься, (люби и саночки возить).
Что посеешь, (то и пожнешь).
Жизнь прожить (не поле перейти).
Не все то золото, (что блестит).
Терпенье и труд (все перетрут).
Куй железо, (пока горячо).
Правда в огне не горит, (в воде не тонет).
Семь бед - (один ответ).
Пчела мала, (а и та работает).


1 коробейник: Вот и кончился наш товар, уж не обессудьте! А кто хочет поумнеть да все пословицы и поговорки знать - те с книгами Даля дружите, а особенно - с этой. (Показывает сборник пословиц Даля)


2 коробейник: А вот вам Далевы пословицы, вроде бы и знакомые, а вроде бы и нет.


«Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнётся»
«Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда».
«Собаку съел, а хвостом подавился».
«Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее».
«Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя».
«Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».
«Губа не дура, язык не лопатка, знают, что горько, что сладко».


Страница 6. «Рядом – Пушкин»


Ведущий 2: Осенью 1832 года Владимир Иванович Даль собрался с духом, взял своих «Русских сказок» и отправился в дом Жадимировского на углу Гороховой и Большой Морской, где в то время жил Александр Сергеевич Пушкин. С этих сказок и начались добрые и дружеские отношения В.И. Даля с А.С. Пушкиным, продолжавшиеся до последних мгновений жизни великого русского поэта.


Пушкин: Здравствуйте, сударь! Рад, рад познакомиться с вами!


Даль: А уж как я рад! Вот принес на ваш суд. (протягивает книгу)


Пушкин: Я уже видел вашу книгу и порадовался ей. Хороша! (перелистывает страницы) Что за прелесть, какой толк! И язык все народный! Так нянюшка моя Арина Радионовна разговаривала.


Даль: Не откажитесь принять в подарок сей скромный труд... А чем вы, Александр Сергеевич, в ближайшее время удивите поклонников вашего таланта, коли не тайна?


Пушкин: Да какая тайна? Стихи пишу. А недавно вот сказку сочинил.


(наугад раскрывает книгу)


Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге-
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны как на подбор;
С ними дядька Черномор...
Возьмите на память


(протягивает Далю книгу)


Даль:(рассматривая обложку) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Спасибо.


Пушкин: Мужика русского благодарите, что нам, литераторам, язык такой подарил...


Даль: Да, народ владеет точным, выразительным словом, которое, с позволения сказать, нашему обществу и незнакомо. Где нам учиться по-русски? Из книг не научиться, потому что писаны не по-русски, а в гостиных да салонах и подавно... Остается одно только - язык русский, какой и поныне живет в народе.


Пушкин: Вот и прислушайтесь к нему внимательно, пометки делайте, отбирайте. Сказки - это хорошо! Но идите дальше. Займитесь составлением словаря.


Даль: А осилю?


Пушкин: Осилите. Это же замечательно: как Крез, годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки с ними пред изумленными соотечественниками!


Даль: Я подумаю.


Пушкин: Тут и думать нечего. Вам позавидовать можно -  жизненную цель имеете.


Даль: Что же получается? Искал рукавицы, а они за поясом?!


(оба уходят)


Ведущий 1: Зиму 1837 года Владимир Иванович Даль провел в Петербурге. Много работал. Бывали вечера, когда к нему заезжал Пушкин. Его интересовало все в работе Даля.


(появляется Даль)


Даль: С легкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка. Зиму 1837 года провел в Петербурге. Как всегда, много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.


(Вбегает Пушкин. На ходу сбрасывает накидку)


Пушкин: Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции.
(Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает).
Приметы. Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видеть.
(Читает следующую запись).
Подавая соль, смейся, не то поссоришься.
(Читает следующую запись).
При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились. Ложка, забытая на столе, - к гостю. А вот просто слова: медуница, выступки, калуга, выползина. Выползина… Это еще что такое?


Даль: Выползиной называют шкурку, которую сбрасывает с себя змея.


Пушкин: Ишь ты!.. А у меня сегодня сюртук новый. Посмотрите, какая выползина! Ну, из этой выползины я еще не скоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..


(Пушкин уходит)


Ведущий 2: Пушкин хотел сказать, что этого сюртука ему «надолго станет». Он действительно не снял этого сюртука, его спороли с него 27 января 1837 года, чтобы облегчить смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет Далю прерывающимся голосом: «Выползину тоже возьми себе». Это будет позже…


Ведущий 1: А сейчас прогремел выстрел, смертельное ранение, любимый Пушкиным диван возле книжных полок, а возле дивана, где лежал умирающий Пушкин, – он, В.И. Даль.


Даль: Пушкин взял меня за руку и сказал: «Скажи мне правду, брат Даль, скоро ли я умру?» - «Мы за тебя надеемся еще, право, надеемся!» - Он пожал мне руку и сказал: «Ну, спасибо».


Ведущий 2: Даль садится возле дивана – теперь он не уйдет отсюда до конца.


Ведущий 1: На память о Пушкине достались Далю простреленный черный сюртук с небольшой дырочкой против паха (тот самый выползень) и перстень, который сам поэт называл талисманом.


Даль: Можно подхватить перстень кончиками пальцев, поднести к глазам, заглянуть в чуть продолговатый зеленый камень: камень бездонно глубок, до черноты, и лучист. Так смотрят в глаза… Как гляну на него, так и пробежит во мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное.
Страница 7. «Великий Казак Луганский»


Ведущий 2: Однажды в доме на Пресне появился владелец знаменитой картинной галереи П.М. Третьяков. Даль и Третьяков были знакомы уже давно, но виделись редко. Хозяин как всегда радушно встретил гостя.


Третьяков: Владимир Иванович, а ведь я к Вам по делу. Надобен нам для Московской галереи Ваш портрет.


Даль: Мой? Стар я стал, батенька, чтоб с меня картины писать.


Третьяков: Ну, это, может быть, Вам кажется, а потомкам интересно будет посмотреть, каков собою был известный писатель и составитель «Толкового словаря» Владимир Иванович Даль.


Даль: По-том-ки? Да разве потомки нас с Вами вспомнят?


Третьяков: Непременно вспомнят, Владимир Иванович. О себе не скажу, не уверен, а о Вас ни один русский не забудет. Так же, как и Вашего словаря.


Даль: Ой, не надо! Боюсь я таких слов, дорогой Павел Михайлович. Лучше портрет пишите, только слов таких не надо.


Третьяков: Значит, договорились, Владимир Иванович? А Вы художника Василия Петрова знаете?


Даль: Петрова? Ну, кто же не знает Петрова? Знаю и очень высоко ценю.


Третьяков: Так вот ему-то я и собираюсь заказать Ваш портрет.


Даль: Право, не стоит.


Третьяков: Владимир Иванович, это будет галерея портретов русских писателей: Островский, Тургенев, Достоевский... Вот и я приехал к Вам. Знаю, что от общего дела Вы не отступитесь.


Даль: Ну, если у всех такая участь, то извольте, я согласен.


(оба уходят)
Ведущий 1: Работа над портретом продолжалась медленно. Даль сидел в том самом кресле, где был написан словарь, в кожаном кресле с высокой спинкой, глядя, как ветер колышет посаженную им в саду лиственницу. В начале 1872 года портрет был закончен. Даль получился точно такой, как в жизни.


Ведущий 2: Глубокий старик. У него густые белые волосы, белоснежная борода и серые глаза. Его взгляд выражает спокойствие: он свое дело сделал. Нельзя не обратить внимание на прекрасные руки старика: этим длинным пальцам позавидует любой хирург.


Ведущий 1: После выхода словаря Владимир Иванович стал быстро стареть. Все, что он намечал, было выполнено, бездействие тяготило его. 22 сентября 1872 года Даль умер. Говорят, что перед смертью он подозвал дочку и попросил: «Запиши словечко».


Ведущий 2: «Не слыть, а быть!» – свой девиз он подтверждал ежедневным трудом, в котором не существовало мелочей.


Ведущий 1: Он сеял добро, посыпал добром, жал добро, одолел добром!


1 ученик: От ступеней у дома в Луганске,
                По бескрайним просторам Руси,
                По широкой дороге гигантской
                Даль сквозь годы пошел колесить.


2 ученик: Высокий, красивый,
                Провидец и маг,
                Идет по планете
               Луганский казак.


3 ученик: И пока народ-носитель языка
                Не исчерпал судьбы своей века,
                А продолжает мир творить,
                ДАЛЬ БУДЕТ ЖИТЬ!


(финальная песня)
Припев: Родная, родная, родная земля,
Луганщина наша, ты в сердце всегда.
Ты доброй судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сердце одна.


1. Край любимый, край заветный мой,
Край, что я зову родной землёй,
Лишь в твои просторы возвращаясь,
Я знаю, что вернулся я домой.


Как горжусь, Луганщина, тобой.
Сильной и великою землей.
Земляками я горжусь своими,
Что славили тебя,
Что славили тебя, мой край родной!
Припев.


Учитель: Вот мы и перевернули последнюю страницу нашего устного журнала. Сколько нового вы узнали о великом сыне земли Русской, о нашем знаменитом земляке, о Владимире Ивановиче Дале. Память о таких людях не должна умереть. Казак Луганский и сегодня продолжает сеять в наших сердцах любовь к русскому языку, к своему народу, к своей Отчизне.

Комментариев нет :

Отправить комментарий