Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

21 декабря 2016 г.

Комплексные формы работы библиотеки ГБО учреждения ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «Белореченскаяобщеобразовательная школа-интернат І-ІІ ступеней Лутугинского района»

Т.А. Бовкун, библиотекарь
ГБО учреждения ЛНР
«Балореченская общеобразовательная
школа-интернат I-II ст. Лутугинского района»

Комплексные формы работы библиотеки
ГБО учреждения ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Белореченскаяобщеобразовательная школа-интернат І-ІІ ступеней Лутугинского района»


1 слайд. Всех присутствующих приглашаю в гости в библиотеку Государственного  бюджетного образовательного  учреждения ЛНР «Белореченская общеобразовательная школа-интернат І-ІІ ступеней Лутугинского района»
2 слайд. Вас приветствует библиотекарь Бовкун Т.А. За 16 лет работы библиотекарем слова. И. Даля «Как из копеек составляются рублик, так из крупинок прочитанного составляются знания» стали моим кредо. Ведущая идея моей работы – «Формирование ценностной культуры чтения в условиях адаптивной школы».
3 слайд. Постоянная творческая работа педагогов и библиотекаря является частью учебно-воспитательной деятельности. В связи с этим цель моей работы – формирование ценностной культуры учебно-воспитательного процесса, развитие информационной культуры, поисково-познавательных интересов; воспитание любви и бережного отношения к книге; воспитание нравственных ценностей образования в современном мире.
4 слайд. Мы живем в эру вседозволенности. Лавина грязи выливается на детский разум через СМИ, интернет. Увлечение сотовыми телефонами, компьютерами, электронными развлечениями привели к тому, что в учеников стерлась грань между добром и злом, общечеловеческие ценности перестали быть эталоном жизни. Потеряны идеалы. Классические произведения писателей и поэтов когда-то формировали мировоззрение человека. Читатели хотели быть похожими на героев книг. Книга помогала избрать свой идеал, своего героя, найти смысл жизни. Снижение интереса к чтению – сегодня общемировая тенденция, поскольку это привело к:
·        Потере статуса национальной культуры
·        Снижению уровня грамотности молодежи
·        Не способности вычерпывать информацию из текстов разных типов, отбирать в тексте соответствующий заданию материал.
·        Неумению работать с текстом
·        Неумению устанавливать связь прочитанного с имеющимися знаниями и опытом.
·        Неумению находить, перерабатывать и оценивать учебную информацию.
·        Неспособность результативно действовать в  нестандартной ситуации.
С введением  ВГОС кардинально меняются принципы и цели образования, что влечет за собой смену парадигмы деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения. Школьная библиотека рассматривается как важнейший компонент учебного процесса, главная задача которой заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, вызвать желание вместо компьютера взять в руки «живую» книгу.
5 слайд.  Достичь поставленной цели поможет решение следующих задач:
1. Обеспечить самореализацию личности в разных видах деятельности.
2. Обеспечить потребности учебно-воспитательного процесса литературой и
информацией.
3. Формировать информационную культуру учащихся, культуру чтения.
4. Воспитывать творческого читателя, побуждать к самообразованию.
5. Способствовать  духовному становлению учащихся.
6. Пропагандировать литературу.
7. Популяризировать библиотечно-библиографические знания.
8. Распространять среди учеников сферу общественно-полезной деятельности.
9. Внедрять инновационные формы работы.
6 слайд. В связи с поставленными задачами,  работа библиотеки
многофункциональна.
7 слайд. В решении задач свою работу я ориентирую по следующим направлениям:
• Сотрудничество с методическим отделом образования, с педагогическим коллективом, с родителями.
• Наглядная популяризация литературы.
• Организация фондов.
• Работа с фондом учебников.
• Библиотечно-библиографические занятия.
• Информационно-маркетинговая работа.
• Массовые мероприятия.
• Самообразование.
8 слайд. Для реализации цели и задач я использую комплексные  формы  работы  библиотеки, которые дают возможность целесообразно активизировать  деятельность учащихся, именно -  в них учебно-воспитательный процесс происходит путем взаимодействия библиотекаря, учителя, ученика. Такими являются -
1. Проектная деятельность
2. Компьютерная презентация
3. Интегрированные уроки
4. Конференции
5. Устные журналы
6. Конкурсы, викторины
7. Информационные минутки
8.Выставки-кроссворды
9. Вернисажи
10. Обзоры литературы
11. Работа библиотечного актива
12. Информационные часы: «Читальный зал в классе», «Удиви меня»
13. Использование буктрейлеров
14. Виртуальные выставки
15. Компьютерные викторины
Я ознакомлю вас с некоторыми из них со своего опыта работы.
9 слайд. Эффективным методом в работе по воспитанию интереса к печатному слову есть метод проектов. Над проектом «Издание книги класса» работали творческие коллективы 5-9 классов: учителя, воспитатели, учащиеся, родители. Работа над проектом включала в себя следующие этапы:
·        Обоснование цели и определение заданий
·        Издание директором приказа «О проведении школьного конкурса «Презентация любимой книги класса»
·        Разработка положения о школьном конкурсе-презентации 
·        Разработаны требования к созданию книг
·        Проведены библиотечные уроки: «Структура книги», «Как создать книгу класса»
·        Создание  в классах творческих групп, которые выступали в роли писателей, художников, корректоров, редакторов, издателей и выполняли соответствующие задания
·        Создание классами презентаций книг
·        Приглашение спонсоров -  благотворительно-просветительное общество «Агапе»
·        Приглашение почетных гостей на праздник
·        Праздник презентаций книг классов «Восьмое чудо света»
·        Определение победителей конкурса и награждение их призами
10   слайд.  Были определены победители конкурса:
·        7 класс за книгу «Сказки»
·        6 класс за лучшую презентацию книги
Они были награждены ценными подарками и тортами. Подарки от спонсоров получил каждый класс.
11 слайд. Библиотечно-библиографический урок «Компьютерная презентация проектной деятельности «Литература no искусству» состоялся в 8 классе. Чтобы урок был интересным, содержательным и принес эстетическое удовлетворение, необходимо было
1.     Выбрать интересную тему урока
2.     Определить ключевые проблемы
3.     Составить плана работы
4.     Создать в классе творческие группы:
·        Искусствоведы – раскрывали понятия жанров искусства
·        Исследователи – готовили сообщения на заданные темы
·        Библиографы – расставляли литературу по ББК, организовывали книжную выставку.
·        Творческая группа – рекламировала стихи, подбирала иллюстрации к презентации, подбирала музыкальное сопровождение, оформляла вернисаж «Окно в мир».
5. Подобрать информационный, иллюстративный, музыкальный, литературный материал.
6. Просмотреть и оценить найденные ресурсы
7. Оформить представленные результаты
8. Подготовить презентацию по выбранной теме
9. Работа в творческих группах: подготовка сообщений, выучивание стихов, изготовление разделителей,  оформление вернисажа, расстановка книг.
10. Библиотекарь руководила работой в творческих группах,разработала опорный конспект для самостоятельной работы, создала презентацию.
12 слайд. Когда все было готово, состоялся урок-презентация «Литература по искусству»  Работать над проектом детям было очень интересно, результатом своей работы они остались довольны.
Важно не только знать структуру книги, как она издается, как найти нужную книгу, но ее еще надо ценить и беречь.
13 слайд. К проекту «Книжная больница» были привлечены учащиеся и педагоги школы. Работа над проектом имела три этапа.
І этап: подготовительный
1 Издание приказа по школе о работе над проектом «Книжная больница»
2 Ознакомление участников с целью и задачами проекта.
3 Сбор и анализ информации, систематизация ее по видам работы соответственно с заданиями.
4 Отбор поврежденных книг для “лечения”.
5 Подбор необходимого материала для работы.
6 Распределение обязанностей, создание творческих лабораторий, содержание работы над проектом:
5 класс – “Каждой книге – интересную закладку”.
6 класс – “Книга без обложки, что человек без лица”.
7 класс – “Скорая помощь книге”.
8 класс – “Переплетное дело”. “Химия на помощь книге”.
9 класс – подготовка праздника по презентации работ “Живи, книга!”
7 Разработка «Пожеланий-советов»
14 слайд.II этап: работа над проектом
Полгода педагоги и ученики работали над поставленными задачами. В каждом классе было проведено по 34 урока учителями истории, химии, информатики, изобразительного искусства, трудовой деятельности, руководителями кружков «Волшебная кисточка» и «Вышивки», библиотекарем. Вне уроков с учениками работали воспитатели классов.
15 слайд. 5 класс вышил яркие закладки для книг.
16 слайд. На последующих слайдах вы увидите, как каждый класс «лечил» книги, работал над поставленными задачами.
17 слайд.
18 слайд.
19 слайд.
20 слайд.
21 слайд. III этап: презентация работ.
Свои работы учащиеся представили на празднике «Живи, книга!», подготовленном учениками 9 класса. Кроме презентаций своей работы, каждый класс разработал пожелания-советы по ремонту книг, принял участие в конкурсе «Знаки по правилам обращения с книгой», победители конкурса были отмечены грамотами и подарками.
22 слайд. За период подготовки к конференции «Моя золотая полка», в классах были проведены беседы с целью выявления книг, которые дети желают поставить на свою «золотую полку», предложены методы презентации этих книг:
 инсценировка сказки 5 класс;
чтение юморесок,
 реклама книги – 8 класс;
чтение стихов – 7,
 загадывание загадок по произведению
Выступления детей на конференции перемежевались показом видео-клипов, буктрейлеров, интерактивной игрой «Интеллектуальный марафон «Памятники литературным героям» (по презентации), позиваторами про книгу и чтение. И в этот раз педагоги были рядом с учениками – добавляли на «золотую полку» свои книги. Праздник был полезным: дети узнали, какие хорошие книги есть в школьной библиотеке, у детей разные читательские вкусы и интересы, а главное – поняли, что читать интересно и полезно.
23 слайд. Интегрированный урок с учителем географии «Народные промыслы Украины». К этому уроку учащиеся готовили сообщения, искали и готовили материал по теме: литературу, произведения народных промыслов; организовывали книжную выставку.
Библиотекарь обучал учеников поиску информации, делал обзор литературы, представлял изделия народного творчества.
24 слайд. Победителем конкурса «Читатель года» стала ученица 4 класса Новикова Ирина, бенефис которой состоялся в начальной школе. Ее ответы на вопросы друзей были исчерпывающими и интересными, к тому же Ирочке дали очень хорошую характеристику учитель и ученики класса. Как лучший читатель,она отмечена грамотой, получила приз.
25 слайд. Новая форма работы «выставка-викторина» – предполагает наличие вопросов викторины и экспозицию литературы. Например, для детей начальных классов была организована выставка-викторина «Кто сказки знает, тот и отгадает».
На этом слайде вы видите, как используется выставка-викторина «Пароль скрещенных антенн» на уроке биологии. По теме урока я просмотрела научно-популярную и справочную литературу, составила по ней вопросы, ответы на которые ученики находили в этих же книгах, представленных на выставке.
26 слайд. Ученикам нравятся информационные часы «Удиви меня», когда им предлагается найти в справочной литературе, в периодических научно-популярных изданиях какую-то интересную, удивительную информацию и поделиться ею с друзьями – рассказать кратко о своей находке. Для этого я организую «Читальный зал в классе».
27 слайд. Вызывают интерес информационные минутки, для проведения которых ученики находят информацию, готовят карточки-сообщения. Вместе со мной отрабатывают регламент. После этого учащиеся на линейках делают сообщения. Обычно эту работу проводят члены библиотечного актива.
28 слайд. Члены библиотечного актива делают и обзоры дарственной литературы. Свои книги,подаренные школьной библиотеке, представляет Зубкова Анастасия, ученица 4 класса. Она получила благодарность за подаренные книги и приз.
29 слайд. Внимание школьников привлекают вернисажи, для их организации ученики ищут необходимые иллюстрации, репродукции, вместе с ними обрабатываем материал, оформляем вернисажи и располагаем в фойе школы.
30 слайд. Живой интерес у школьников вызывают буктрейлеры – новая форма продвижения книги - видеоклип по книге, сопровождающийся обычно музыкой с использованием фрагментов фильмов, иллюстрациями к книге, цитатами.
31 слайд. В роли рекламы книги и чтения выступают позиваторы. Небольшие плакаты расположены в библиотеке, иногда на стенде в фойе школы. Они привлекают внимание детей к чтению.
32 слайд. Электронные выставки (виртуальные) — это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации.
Виртуальная выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации. Использование компьютерных технологий в выставочной деятельности получает большую популярность, привлекает большее внимание детей, чем обычная выставка.
33 слайд. Активно работает библиотечный актив, в состав которого от каждого класса избирается по одному ученику. Члены актива составляют план своей работы. Самостоятельно проверяют и оценивают состояние учебников во время рейдов, подводят итоги и освещают их. Ведут активную систематическую работу по сохранению фонда, привлекаются к популяризации литературы.
34 слайд. Благодаря использованию современных форм работы повысились основные показатели работы библиотеки. В результате проведения мониторинга оказалось, что активность учащихся в проекте «Книга класса» составляла 90%, в проекте - «Литература по искусству» - 100%, в проекте «Книжная больница» - 100%, в работе библиотечного актива - 100%, 60% учащихся приняли участие в разгадывании кроссвордов, викторин. Ученики учились искать необходимую информацию. Раскрылись творческие способности в поэзии, рисовании, артистичности. Активизировался интерес к чтению: учащиеся заказывают книги в «Тетради заказов». Возникают желания посоветовать товарищам прочитать книгу, которая им понравилась в тетради «Советуем прочитать». Работа библиотечного актива способствует хорошему сохранению учебников, нет потерянных, книги в хорошем состоянии.
35 слайд. Как видим, школьная библиотека должна существенно перестроить свою работу. Показать школьникам и педагогам возможности современной библиотеки, стремиться соответствовать реальным потребностям, давать полезные умения для получения качественного образования.
Использование самых современных информационных технологий во всех направлениях деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень, привлечь к книге и чтению наших учеников, молодое поколение способное ориентироваться в сложной жизни.
Такая досталась нам работа.
Есть в ней и радость. Есть и забота,
Есть вечный поиск, бессонные ночи,
Но греют душу детские очи.
Ради счастливых, благодарных детских глаз мы должны идти вперед, а «Идти вперед – значит потерять покой, оставаться на месте – значит потерять себя» - говорил датский философ и теолог С. Кьеркегор.

Спасибо за внимание. Приглашаем к сотрудничеству.

Комментариев нет :

Отправить комментарий