Л.А. Мешкова
практический психолог,
специалист высшей категории
ГУ ЛНР «ЛОУ СОШ № 17
им. Валерия Брумеля», г. Луганск
meshkova1765@mail.ru
специалист высшей категории
ГУ ЛНР «ЛОУ СОШ № 17
им. Валерия Брумеля», г. Луганск
meshkova1765@mail.ru
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «БЫТЬ ГОТОВЫМ К ШКОЛЕ» ЦИКЛ « УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК»
Аннотация. Данная разработка представляет собой описание эффективной, апробированной формы работы практического психолога с педагогами при реализации психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 1-х классов. Особую актуальность семинар-практикум приобретает в связи с особенностями организации образовательного процесса в экспериментальных классах в условиях внедрения здоровьесберегающей методики В.Ф.Базарного в начальном общем образовании.
Педагогам предстоит работать по-новому. Необходима их мотивационная, информационная, психологическая, методическая готов-ность. Разработка может быть творчески использована практическими психологами в работе с педагогами, работающими с первоклассниками. Использование на семинаре-практикуме тренинговых приемов способствует повышению психологической готовности педагогов взаимодействовать с детьми 6-7 лет с учетом их возрастных, индивидуальных, полоролевых особенностей. Семинар-практикум целесообразно проводить до начала школьных занятий, с обязательным включением в рабочую группу «Первоклассник» не только учителей–классоводов, но и воспитателя группы продленного дня и учителей–предметников: учителя физической культуры, музыки, английского языка, руководителей кружков внеурочной деятельности, так как необходим единый подход при реализации образовательных задач в аспекте здоровьесбережения.
Ключевые слова: эффективное взаимодействие, здоровьесберега-ющая методика В.Ф.Базарного, психологическая готовность учителя, возрастные и полоролевые особенности и различия обучащихся 6-7летнего возраста, готовность ребенка к обучению в школе, профилактика дезадаптации.
Актуальность проблемы.
Важность периода первичной адаптации первоклассников к новой жизненной ситуации и деятельности заключается в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка и здоровье учителя. Внедрение отдельных положений здоровьесберегающей методики В.Ф.Базарного в образовательную практику начального общего образования нацелено на сохранение здоровья учащихся в процессе школьного обучения. Задача психолога в данном случае заключается в том, чтобы своевременно организовать работу с педагогами по повышению их психологической готовности работать в новых условиях, эффективно взаимодействовать с детьми с учетом их возрастных, индивидуальных, полоролевых особенностей, различий. В практике школы учитель, выпустивший своих воспитанников в среднее звено, уже привык работать с детьми более старшего возраста, которые существенно отличаются по своим психологическим новообразованиям. Учителя-предметники, молодые учителя нуждаются в рассмотрении компонентов школьной готовности первоклассников с учетом особых условий обучения в экспериментальных классах.
Проведение данного мероприятия позволит повысить психологическую грамотность педагогов, даст возможность в дальнейшем работать с педагогами в одном понятийном поле.
Для ребенка важным является быть готовым к школе, а для учителя - быть готовым работать с первоклассниками в новых условиях.
Цель проведения семинара - практикума: Повышение профессиональной готовности педагогов к работе с первоклассниками экспериментальных классов с учетом возрастных, индивидуальных и полоролевых особенностей 6-7 летних детей. Профилактика школьной дезадаптации.
- Задачи:
- Работа по созданию благоприятного психологического климата в рабочей группе педагогов, что в дальнейшем должно способствовать организации благоприятной образовательной среды в школе.
- Формирование мотивации педагогов работать с применением новой методики В.Ф.Базарного по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Создание условий для формирования психологической, эмоциональной готовности у педагогов к работе с детьми 6-7 летнего возраста.
- Рассмотрение вопросов: «Готовность ребенка к обучению в школе – многокомпонентное образование», «Психологические особенности и различия детей в школьном обучении».
- Обсуждение актуальных вопросов по организации совместной работы участников образовательного процесса в период адаптации первоклассников.
- Планирование сроков проведения мероприятий по реализации комплексной программы адаптации первоклассников.
- Подведение итогов семинара-практикума.
Прогнозируемый результат: положительный эмоциональный настрой педагогов на предстоящую работу в новых условиях, повышение информационной готовности по применению новых положений в учебной практике (работа за партами-конторками, использование офтальмологи-ческих тренажеров, раздельно-параллельное обучение и др.), актуализация и закрепление знаний о возрастных особенностях и половых различиях в процессе обучения первоклассников, о компонентах школьной готовности ребенка, улучшение взаимодействия на уровнях «психолог – учитель - ребенок», мотивация к сотрудничеству педагогов по решению профессиональных задач.
Время проведения: 3-4 неделя августа, продолжительность - 1,5-2 часа.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайдовая презентация «Быть готовым к школе» и «Психологические различия мальчиков и девочек в процессе обучения», блокноты, ручки, плакат с правилами, рекомендации педагогам, памятки педагогам и родителям.
Ход семинара-практикума
Этапы работы | Содержание этапа | Деятельность психолога | Деятельность участников |
---|---|---|---|
1. Организационно-мотивационный этап
5 мин. |
1.Приветствие участников семинара
|
Приветствует участников семинара, отмечает важность совместной командной работы педагогов
|
Приветствуют собравшихся
|
2.Сообщение темы, цели и задач семинара-практикума
|
Сообщает тему, цель, задачи, план проведения семинара-практикума
|
Настраиваются на активную работу
|
|
3.Актуализация правил работы в группе, принятие правил
|
Предлагает педагогам вспомнить правила эффективной работы. Закрепляет соблюдение правил во время работы, поместив плакат с правилами на видное место в аудитории
|
Предлагают правила работы, принимают правила голосованием
|
|
2. Информационно деятельностный этап
5-8 мин. |
I.Психологическая подготовка педагогов к взаимодействию с детьми 6-7 летнего возраста
|
Психолог организовывает рабочий круг, настраивает педагогов на работу с использованием тренинговых приемов
|
Группа участников рассаживается по кругу
|
15 мин.
|
1.Упражнение "Ребенок" Цель упражнения: формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям
|
Психолог сообщает участникам суть упражнения: каждый должен продолжить фразу "Ребенок - это ...", «Ученик 1-го класса – это …». При обсуждении упражнения психолог акцентирует внимание группы на позитивных определениях
|
Участники поочередно дают определение слова "ребенок", «ученик 1-го класса», передавая друг другу предмет. Начало предложения обязательно включает такие слова: "Ребенок - это ...". Далее каждый продолжает предложение.
|
15-20 мин.
|
2.Упражнение "Мое детство" Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний
|
Психолог просит участников рассказать самое яркое и радостное, а также самое грустное впечатление детства. Руководит обсужденим. Общее обсуждение проводится с позиции оказания психологической помощи тем учителям, которые имеют в своем личном опыте психотравмы, вынесенные из детства. Замечено, что наличие острых травматических событий в ранние годы влияет на отношение учителя к своим ученикам. При "выплескивании" в группе своих детских переживаний и получении групповой поддержки учитель освобождается от своих тягостных воспоминаний
|
Участники высказываются. Оказывают психологическую поддержку друг другу. Упражнение помогает педагогам лучше понимать эмоциональные состояния детей
|
5 мин.
|
3. Упражнение "Моя первая учительница" Цель упражнения: развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий
|
Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка. Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ними в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у учителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний
|
Участники рассказывают о своих первых учителях, делясь воспоминаниями
|
Подведение итога работы с упражнениями по психологической настройке
|
Психолог обращает внимание педагогов на важность эмоционального состояния, настроя как педагога, так и ребенка
|
Анализируют и высказываются, что им дало выполнение данного упражнения
|
|
30 мин.
|
II.Рассмотрение блока «Готовность ребенка к школьному обучению»
|
Психолог использует мультимедийную презентацию «Компоненты школьной готовности первоклассников». См. «Приложение 1» к разработке семинара.
|
Педагоги ведут рабочие записи, подключаются к обсуждению, приводят примеры из практики
|
III.Рассмотрение блока «Психологические различия мальчиков и девочек в процессе обучения»
|
Психолог акцентирует внимание педагогов на различиях детей в процессе обучения в зависимости от пола учащегося. См. «Приложение 2» к разработке семинара. Предлагает педагогам рекомендации для практической работы.
|
Получают печатные материалы с разработанными памятками, рекомендациями
|
|
3.Рефлексивный этап
15 мин. |
1. Подведение итогов семинара-практикума
|
Психолог предлагает педагогам провести анализ результативности семинара. Прием: «Для меня полезным было …», «На практике я смогу применить…», «Темы и вопросы, которые нам необходимо проработать на следующих встречах…»
|
Педагоги получают карточки с текстом «Для меня полезным было …», «На практике я смогу применить …», «Темы и вопросы, которые нам необходимо проработать на следующих встречах…» и дают обратную связь психологу для оценки эффективности проведенного мероприятия, высказывают свои предложения
|
2. Планирование дальнейшей работы
|
Психолог сообщает план проведения по-следующих мероприятий по психологическому сопровождению процесса адаптации первоклассников, учитывая предложения коллег
|
Педагоги высказывают пожелания друг другу
|
|
3. Закрытие семинара-практикума. Прием «Пожелания друг другу…»
|
Психолог желает педагогам профессиональных успехов в новом учебном году
|
- |
Выводы: Проведение данного мероприятия даст возможность педагогам эмоционально прочувствовать состояние детей, психологически настроиться на работу с первоклассниками, повысит теоретическую компетентность педагогов по вопросу «Готовность к школе, как многокомпонентное образование» и «Психологические различия в процессе обучения мальчиков и девочек». В целом будет способствовать росту профессиональной компетентности педагогов в работе в условиях внедрения методики В.Ф Базарного, при этом повысит значимость работы психолога в школе.
Приложение 1
Приложение 2
Комментариев нет :
Отправить комментарий