Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

6 февраля 2018 г.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В.Н. Свичкарь
учитель английского языка
ГУ ЛУВК СШГ №30, г. Луганск
verraverra@mail.ru



Аннотация
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы преподавания английского языка в начальной школе, а именно: образовательная, развивающая, воспитательная цели урока иностранного языка; понятие языковой компетенции; приемы обучения английскому языку детей младшего школьного возраста; возрастная специфика детей младшего школьного возраста; структура и особенности урока иностранного языка в начальной школе; указана максимальная продолжительность разных видов речевой деятельности на уроке.
Ключевые слова
Младший школьный возраст, цели урока, языковая компетенция, приемы обучения английскому языку детей младшего школьного возраста, урок английского языка в начальной школе.

Статья

Развитие современных коммуникационных технологий и процесс глобализации обострили потребность в практическом овладении подрастающим поколением иностранными языками. При этом ставится цель - реальное общение с носителями языка, получение информации из англоязычных письменных источников и Интернета. Раннее обучение иностранному языку является одним из важных направлений совершенствования системы школьного образования. Ученики начальной школы практически должны овладеть речевыми умениями на уровне, достаточном для иноязычного общения в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. У учащихся должен быть сформирован определенный уровень коммуникативной компетенции, содержащей языковые, лингвострановедческие, страноведческие умения и навыки речи. В практическом плане оно предусматривает правильное произношение и различение на слух звуков, слов, словосочетаний и предложений;
овладение наиболее употребительной лексикой в ​​рамках определенной тематики и сферы общения; получения представления об основных грамматических категориях изучаемого языка;
распознавания известного лексического и грамматического материала при чтении и аудировании и использования его в процессе устного общения;
понимание на слух речи учителя, одноклассников, основного содержания текстов с использованием наглядности;
участие в диалогическом общении (умение вести диалог во время повседневного общения);
умение коротко высказываться в рамках тематики и сферы общения, воспроизводить наизусть рифмованные произведения детского фольклора;
овладение техникой чтения вслух, чтение про себя учебных и несложных текстов;
правильное написание слов, словосочетаний, предложений и текстов;
усвоения элементарных сведений о стране изучаемого языка.
Развивающая цель тесно связана с образовательной. Она заключается в формировании личностной активности младшего школьника, его интеллектуальной инициативы и самостоятельности как субъекта обучения, а также в стимулировании и формировании у него готовности к познавательно - поисковой и творческой деятельности во время работы над изучением иностранного языка.
Воспитательная цель раннего обучения иностранному языку обусловлена новыми приоритетами образования: гуманизация, демократизация и поликультурность образования. Опираясь на это, воспитательная миссия учителя иностранного языка в начальной школе заключается в обеспечении эмоционального комфорта ребенка в период его интенсивного психического и физического развития, а также в проявлении уважения к его правам. Итак, воспитательная цель реализуется привлечением младших школьников к общечеловеческим ценностям через систему личного отношения к современной культуре в процессе овладения этой культурой.
При овладении языком содержание обучения заключается в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, то есть способности правильно использовать язык в различных ситуациях общения. Раскроем содержание понятия языковой компетенции. Языковая компетенция состоит из следующих компонентов
  • фонетическая компетенция. Младшие школьники должны усвоить необходимый минимум знаний о произношении звуков, звукосочетаний, об ударении и интонации; знать все буквы английского алфавита, некоторые буквосочетания; писать буквы полупечатным шрифтом; знать основные правила орфографии и чтения;
  • лексическая компетенция. Младшие школьники должны различать производные и сложные слова, простые устойчивые словосочетания, клишированные обороты, некоторые словообразовательные средства (словосложение, аффиксация, конверсия), интернациональные слова. Лексический минимум составляет 600 лексических единиц, из них не менее 500 лексических единиц - продуктивный лексический минимум;
  • грамматическая компетенция. Младшие школьники учатся принимать и распознавать в речи артикли, существительные единственного и множественного числа, исчисляемые и неисчисляемые существительные в притяжательном падеже; правильные и неправильные глаголы, глагол -связку to be, модальные глаголы, грамматические времена the Present Simple Tense, the Present Continuous Tense, the Present Perfect Tense, the Past Simple Tense, the Future Simple Tense; глагол to have (got), глаголы повелительного наклонения; местоимения (личные, притяжательные, вопросительные, указательные), неопределенные местоимения some / any; качественные прилагательные сравнительной и превосходной степени и исключения из правил; количественные и порядковые числительные до100; предлоги места, направления некоторые союзы; типы предложений; предложения с оборотами there is / there are в the Present Simple Tense; конструкции с neither ... nor, as ... as; некоторые формы безличных предложений; простые распространенные предложения с однородными членами.
Кроме этого, в течение обучения в младших классах должно быть начато формирование социолингвистической компетенции ( способность использовать языковые средства в соответствии с ситуацией общения), социокультурной компетенции ( система представлений об основных традициях, обычаях и реалиях страны, а также система навыков адекватно вести себя, опираясь на эти знания), общеучебной компетенции, стратегической компетенции (способность учащихся выбирать эффективные стратегии для решения коммуникативных задач).
Приемы обучения английскому языку детей младшего школьного возраста по доминанте целевого назначения подразделяются на
  • приемы, направленные на обучение функциональных действий: спросить, сообщить информацию, выразить просьбу, совет; выразить личное мнение, поздороваться, попрощаться, извиниться;
  • приемы, направленные на обучение социальному взаимодействию во время работы в парах, группах. Речь идет о приемах социального тренинга (line – up, smile, kind words и другие), приемы «подражания», драматизации;
  • приемы, которые предусматривают выход речевой деятельности: игровую, двигательную, трудовую, эстетическую, несмотря на то , что детям этого возраста присуще целостное восприятие окружающего мира;
  • приемы, нацеленные на формирование когнитивных ( познавательных ) способностей учащихся. Речь идет о следующие приемах: соотнесение одинаковых элементов( matching), сравнения(comparing), ранжирование (ranking), установление логической последовательности(sequencing);
  • приемы, направленные на формирование социокультурной компетенции, например, лингвострановедческие комментарии, коллажи, которые помогают детям осознать различия культур;
  • тренировочные приемы с элементами суггестопедии, двуединая цель которых – способствовать лучшему запоминанию образцов речи, грамматических структур, текстов стихов и тому подобное, а также формирование речевой культуры учащихся, ее правильной ритмической организации. Речь идет об изменении громкости голоса, ритма фраз, постукиванием, пением;
  • приемы формирования языковой компетенции учащихся на коммуникативно - игровой основе. Например, мотивированному закреплению букв английского алфавита способствует ролевая игра « Проверь зрение у окулиста». Используя эти приемы, дети учатся самостоятельно создавать содержание своей учебной деятельности и усваивать его в ходе подготовки и защиты выбранного проекта.
Согласно исследованиям психологов, ведущих физиологов и педагогов дошкольный и младший школьный возраст является наиболее сензитивным для начала изучения иностранного языка. Работая с шести- и семилетними детьми, необходимо учитывать их психические, психологические, физиологические особенности, а также тот фактор, что у детей такого возраста недостаточно сформированы общественные навыки. Учитель иностранного языка, работающий в начальных классах, должен знать и учитывать возрастную специфику детей младшего школьного возраста, а именно: естественное любопытство, потребность в общении и индивидуальном внимании и поощрении, непроизвольность восприятия, памяти и внимания, невысокую продолжительность сосредоточения внимания, высокий уровень фотографической памяти, эмоциональность, психологический эгоцентризм ребенка. Ученики младшего школьного возраста имеют словесно - логическое мышление. У ребенка появляются логически правильные суждения. Позже, когда дети овладевают системой научных понятий, в них начинает развиваться теоретическое мышление. Появляется рефлексия – осознание детьми своих поступков, ее последствий и результатов. Восприятие еще недостаточно дифференцировано, поэтому ребенок порой путает похожие по написанию буквы и цифры. Память развивается в двух направлениях – эмоциональности и осмысления. Младшие школьники имеют хорошую механическую память. Младшие школьники лучше воспринимают иностранный язык через простые учебные действия, такие как рисование, раскрашивание, вырезание, что сопровождается комментариями на иностранном языке (« Я хочу ...»). Дети не могут сосредотачиваться на определенном виде работы более 5-7 минут, что предусматривает частую смену видов деятельности и позволяет восстановить детское внимание. Важным является избегания моделей поведения, которые формируют комплексы детей, вызывают чувство стыда, разочарования, неуверенности. Для избежания эмоционального стресса учитель должен чаще использовать групповую работу.
Урок в начальной школе строится строго в соответствии с психо-физиологическими особенностями детей и характеризуется динамичностью, целеустремленностью, четким распределением времени, взаимосвязью учебной деятельности с игровой, эмоциональной насыщенностью, опорой мыслительных действий на практические действия, постепенным переходом от сотрудничества с учителем к самостоятельной работе. Определяющими признаками урока иностранного языка должны быть речевая направленность, комплексность, мотивация иноязычной речевой деятельности, опора на их родной язык. Начало урока включает в себя
  • организационный момент;
  • речевой/ фонетической зарядки;
  • сообщение задач урока. Главная задача начального этапа - организовать класс к активной работе, «настроить» артикуляционный аппарат. В основной части урока решаются намеченные образовательные, развивающие и воспитательные практические задачи.
При формировании внутренней структуры урока следует учитывать анатомические особенности младшего школьника, уровень его физического развития. Психологи выяснили, что для обеспечения оптимального ритма учебного труда младших школьников на уроках иностранного языка целесообразно учитывать следующее:
  • продолжительность активного внимания детей 7-10 лет составляет 15-20 минут, а время непрерывного внимания ученика 2-го класса длится всего 10-15 минут;
  • продолжительность непрерывного выполнения письменных упражнений для семилетних учеников - 2 минуты 40 секунд в начале занятий и 1 минута 45 секунд в конце урока;
  • продолжительность непрерывного чтения детей в возрасте 2-8 лет не должно превышать 10 минут, а 9 лет - 15 минут. Конец урока должен вызвать у учащихся осознание определенного прогресса в овладении иностранным языком. Заканчивать урок в начальной школе, как и начинать, следует на высокой мажорной ноте.

Комментариев нет :

Отправить комментарий