- М.Н. Криворучко
- ГБОУ КОСШ № 20, г. Красный Луч
- zolotkomanikr13@mail.ru
Цель урока: расширить представления
учащихся об одном из чудес света – египетских пирамидах; способствовать
развитию навыков самостоятельной работы у учащихся, познавательного
интереса; формированию культуры устной речи; воспитывать уважение к
культурному и историческому достоянию человечества на примере
материала данного урока.
Тип урока – урок-путешествие.
Тип урока – урок-путешествие.
Материалы к уроку: презентация по
теме, раздаточный материал «Геродот о строительстве пирамид» шляпы 6
цветов.
- Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Учитель. «Все боится времени, но время боится пирамид» – арабская пословица. Попытаемся на сегодняшнем уроке выяснить так ли это.
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Учитель. «Все боится времени, но время боится пирамид» – арабская пословица. Попытаемся на сегодняшнем уроке выяснить так ли это.
- А в немой дали застыли
- Пирамиды фараонов, саркофаги
- Древнейшего прошлого,
- Величественные, как вечность,
- Молчаливые как смерть.
- Михей Эмиеску.
III. Восприятие и
осознание учебного материала
План1. Для чего строились пирамиды?
2. Как строились пирамиды? Пирамида Хеопса (Хуфу).
Первый вопрос
Вопросы учащимся
- Как относились древние египтяне к фараону?
- Как называли фараона в Древнем Египте?
- Какой бог в Древнем Египте почитался более всего и почему?
Ученик-экскурсовод
Фараон, по убеждению древних египтян, должен был жить вечно. Вступая на престол, он сразу же начинал заботиться о своей «жизни после смерти», приказывал соорудить для себя «дом вечности» – гробницу. Фараоны древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Древнейшие пирамиды были ступенчатыми. Ступени образовывали лестницу, по которой фараон после смерти мог подняться к небу, как считали древние египтяне.
Позже ступени пирамид стали закладывать камнями. Каждая из сторон пирамиды образовывала огромный гладкий треугольник. Пирамида была облицована известняковыми плитами, а ее вершина – блестящим камнем или листовым золотом. Вершина пирамиды ослепительно сияла на солнце. Стороны пирамиды казались гигантскими лучами, которыми бог солнца связывал небо и землю.
Второй вопрос
Учитель
Величайшими сооружениями являются три пирамиды – Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе (город в Египте на западном берегу Нила). Самая большая из них – пирамида фараона Хеопса.
Работа с источником: «Геродот о строительстве пирамид»
Текст 1. «Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок... Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень. Мне ведь сообщали об обоих способах — почему я и привожу их. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили среднюю и напоследок самые нижние ступени на земле»
Текст 2. «Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегам Нила огромных глыб из каменоломен в Аравийских горах. Другим было приказано тащить их дальше, к Ливийским горам. Сто тысяч человек выполняли эту работу, сменяясь каждые три месяца.
За десяток лет была построена дорога длиною в 5 стадий (923, 5 м), по которой блоки доставлялись к реке.
Эта пирамида сначала была построена в виде больших ступеней. На этой пирамиде есть надписи, в которых указано сколько средств было потрачено на приобретение хрена, лука и головок чеснока, чтобы прокормить рабочих. Сумма расходов доходила до 6000 талантов серебра.
Хеопс царствовал 50 лет, а после его смерти престол занял его брат Хефрен. Он во всем подражал своему брату и тоже построил пирамиду».
Вопросы учащимся
- Что рассказал Геродот о строительстве пирамид?
- Что вас впечатлило больше всего в его повествовании?
Ученик-экскурсовод
Пирамиду строили десятки лет многие тысячи людей. Раньше ученые предполагали, что это делали рабы. Но в Древнем Египте никогда не было такого большого числа рабов. Строителями пирамид были в основном крестьяне, работавшие в свободное от полевых работ время.
Пирамиды не могли быть построены без профессиональных мастеров – архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчеты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу без связующего раствора. Между блоками нельзя вставить даже тонкое лезвие ножа.
Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона (лицо фараона Хефрена).
Позже фараонов и цариц стали хоронить в огромных гробницах, вырубленных в скалах.
Учитель. Остановимся у пирамиды Хеопса. И рассмотрим ее более детально.
Ученик-экскурсовод
Большинство египтологов считают, что пирамида Хеопса была построена около 2560 г. до н.э. и является гробницей египетского фараона IV династии Хуфу (Хеопса). Сооружение является четырехгранной равносторонней пирамидой. Грани пирамиды четко сориентированы на четыре стороны света. Начальная высота пирамиды 147, 6 м, сейчас – около 138 м (причина: возможно – землетрясение, ветер). Пирамида стоит на специально выровненной скальной площадке в Долине царей. Основа пирамиды квадратная. Зал для гроба с мумией был внутри пирамиды. К нему вел длинный коридор с ловушками. Ничто не должно было нарушать вечный покой царя.
Ученик-экскурсовод
Для строительства были использованы 2, 3 миллиона блоков известняка, уложенных в 210 ярусов (ныне 203). Каждый блок пирамиды весит в среднем 2,5 тонны, ширина самых больших – 90 см, средняя высота – 50 см. Общий вес пирамиды – 5, 7 миллиона тонн. Облицовка пирамиды из полированного декоративного белого известняка не сохранилась, как и вершина сооружения, укрытая листовым золотом. Вход в пирамиду находится на высоте около 16 м на северной стороне 13 яруса. Сегодня туристы попадают в середину пирамиды через 17-метровый пролом, который сделал халиф Абу Джафар аль-Мамун. Он надеялся найти там драгоценности фараона, но нашел только толстый слой белой пыли…
IV. Итоги урока. Рефлексия
Задания учащимся
Составить сенкан по теме
Например:
Египетские пирамиды
Древнейшие, величественные
Захватывают, удивляют, разрушаются
«Все боится времени, но время боится пирамид»
Гробницы
Работа с линией времени
Прием «Шесть шляп мышления»:
синяя шляпа – полезное (более детальная информация о пирамидах);
красная – эмоции (удивление, сожаление);
белая – цифры (1 из 7 чудес света, единственное, сохранившееся из 7 чудес света на земле)
желтая – что больше всего впечатлило (размеры…);
зеленая – где можно использовать информацию (в беседе с товарищами, родителями…);
черная – что не понравилось, разочаровало (пирамиды разрушаются, были разграблены).
V. Домашнее задание: составить рассказ «Пирамиды – чудо света» (7-10 предложений).
Комментариев нет :
Отправить комментарий