А.В.
Козлова
ГОУ ЛНР «Краснодонская городская
гимназия», г. Краснодон
alla-kozlova-67@mail.ru
Целью
проведения урока по русскому языку «Путешествие по стране Имя числительное» в 6
классе является: расширить и обобщить знания об имени числительном, проверить
умения распознавать разряды числительных, использовать количественные и
порядковые числительные в речи; способствовать развитию познавательных
процессов с помощью дополнительной информации, формировать межпредметные
связи, эмоционально-ценностное отношение
к родному краю; воспитывать интерес к русскому языку, показать значимость
каждого из учеников в единой работе класса.
Урок
рассчитан на 2 часа.
Ключевые слова
имя числительное, разряды
числительных, путевой лист, склонение числительных, город Краснодон,
познавательная экскурсия
Урок
Оборудование: карта-схема
города Краснодона, герб города, тексты, рисунки детей, мультфильм из серии» Азбука
безопасности Смешариков», ноутбук
Тип урока: урок - зачет
Форма проведения: дидактическая игра – заочная
экскурсия по городу
Приемы работы:
а) устный опрос;
б) работа со
схемами;
в) словарный
диктант;
г) работа с
текстами
Этапы урока
1. Организационный момент
2.Этап проверки домашнего задания
3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
4. Этап восприятия нового материала
5. Обобщение и систематизация знаний
6. Объявление домашнего задания
7. Подведение итогов урока
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу. Я
рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам
всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть помогут вам ваши
сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
2.Этап проверки
домашнего задания (носило опережающий характер)
Вступительное
слово учителя.
- Ребята, мы продолжаем
наш разговор о числительном как части речи. Но урок у нас будет необычный. Мы
совершим заочную экскурсию по нашему
городу, экскурсию образовательную. В классе есть все необходимое для этого:
схемы и виды города. Мы поговорим о географическом положении города, о его
прошлом, пройдем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя
числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь
друг с другом.
После записи даты ребятам предлагается вместо слов «Классная
работа» записать: «Путевой лист экскурсовода…».
Вопрос:
-Что такое
экскурсия? Дети дают определения. Ответ на поставленный вопрос завершает заранее
подготовленное сообщение ученика, использовавшего материал толкового словаря.
- А как называют
человека, совершающего поездку в поезде, на пароходе и т.п.? (пассажир).
Запишите это слово и составьте устно с ним предложение.
Учитель. Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки
в который посмотрим мультфильм «Пристегните ремни» из серии «Азбука
безопасности» и проверим выполнение домашнего задания. (Девочки должны были
придумать синонимы и эпитеты к слову «автобус» и предложить план его описания;
мальчики – уточнить технические характеристики этого вида городского
транспорта.)
Итог – коллективное устное описание автобуса; повторение правил поведения
пассажиров.
3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
3.1. Фронтальный опрос –
повторение.
Чтение текста 1 подготовленным учеником – экскурсоводом ( тексты лежат на
каждой парте)
Экскурсовод. Краснодон – город
республиканского подчинения. Расположен в юго-восточной части Донецкого кряжа,
на левом берегу Большой Каменки, притока Северского Донца, в 51 км от Луганска. Наш город
основан в 20 веке, в 1914 году. Городу 100 лет. До 1938 года город назывался хутором Сорокино, затем был
переименован в Краснодон.
Железнодорожная станция
Краснодон (на линии Родаково – Лихая) находится в 7 км от города. Население – около
100 тыс. человек.
На территории Краснодона
люди жили еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют обнаруженные на
южной окраине города остатки поселения эпохи бронзы (II тысячелетие до н. э.).
Учитель. Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно,
обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.
Давайте вспомним и расскажем все об
имени числительном как части речи.
- Какие бывают числительные по значению
и составу?
- Чем отличаются количественные
числительные от порядковых?
3.2. Приглашение в путешествие
Учитель. Итак, вы успешно прошли первые этапы,
и мы смело можем отправляться дальше.
4. Этап восприятия нового материала
Учитель рассказывает о работе с путевым листом
Учитель. Начнем оформление наших путевых листов. Образец записи, то есть схема
листа, на доске. Перенесите таблицу с доски в свои листы, после чего сделайте
первую запись.
Встречающиеся в тексте
словосочетания « сущ. + числ.» занесите
в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.
Числительные
|
Количественные
|
Порядковые
|
||
целые
|
дробные
|
собирательные
|
||
Простые
|
|
|
|
|
Составные
|
|
|
|
|
- Как склоняются
порядковые числительные? Устно склоняется
указанный учителем пример из таблицы.
Учитель. А что вам известно о реке Северский Донец? С этим вопросом мы обратились
к экскурсоводу. И вот что мы услышали.
Чтение текста 2 подготовленным учеником – экскурсоводом (тексты лежат на
каждой парте)
Северский Донец – наиболее
крупный приток Дона. Общая протяжённость реки составляет 1053 км ,
площадь бассейна 98 900 км², среднегодовой расход воды при впадении в
Дон 200 м³ .
Северский Донец берёт
начало на Среднерусской возвышенности, около села Подольхи Прохоровского
района Белгородской области России. В бассейне Северского Донца
свыше 3000 рек, из которых 425 имеют длину более 10 км и 11
рек – более 100 км .
Свыше тысячи из них непосредственно впадают в Северский Донец. Питание
Северского Донца преимущественно снеговое, поэтому расход воды в течение года
неравномерен. Весеннее половодье занимает около 2 месяцев с февраля
по апрель, в этот период вода поднимается на 3 – 8 м.
Учитель. Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «
сущ.+ числ.» из текста.
- В каких числительных
пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста.
Учитель. Сейчас мы едем по городу со
скоростью 40 – 50
километров в час, чтобы все успеть разглядеть.
Максимальная скорость в городе – 60 километров в час. На трассе наш автобус идет
со скоростью до 70 и даже 80
километров в час.
- Скажите, какой вопрос
спрятан в данном тексте? (О склонении числительных от 50 до 80).
Третья запись в путевом листе: «Склонение числительного
пятьдесят»
Учитель. Давайте посмотрим на карту-схему города. Небольшие площади, четкая
композиция улиц и переулков придают ему великолепный вид. Город делится на восемь районов.
В нем насчитывается около 400 улиц и переулков. Есть улицы, в
названиях которых содержатся имена числительные: 2-й переулок Ватутина, 11-й
квартал, 1-я Конная и др.
- Письменно просклоняйте
словосочетания: 400 улиц (1 вариант), 11-й квартал (2 вариант).
Учитель. Наша экскурсия продолжается.
Чтение текста 3 подготовленным учеником – экскурсоводом (тексты лежат на
каждой парте).
Экскурсовод. В дошедших до наших дней документах сказано, что
в
1916 г .
на хуторе Сорокино проживало только 3105 человек. Было 15 каменных, 26
деревянных домов и 3 казармы. Рудник быстро рос и развивался, население
увеличилось в 1,5 раза.
После окончания
гражданской войны были отстроены разрушенные шахты, строились новые,
действующие - модернизировались.
В последующие годы
проводилось строительство больших угольных предприятий.
Созданный в 1935 году
трест "Сорокинуголь" (с 1936 г . "Краснодонуголь") объединял
25 шахт, а накануне войны уже больше 40.
На момент переименования хутора в
город Краснодон в нем проживало 22.2 тысячи человек.
- Определите стиль данного
текста.
- Куда мы запишем «1,5
раза»? В какую графу путевого листа? Сколько падежных форм имеет это
числительное?
Спишите с доски предложения,
записывая числительные словами:
1 вариант
В 1916 г . на хуторе Сорокино проживало только
3105 человек.
2 вариант
На момент переименования
хутора в город Краснодон в нем проживало 22,2 тысячи человек.
3 вариант
Созданный в 1935 году
трест "Сорокинуголь" (с 1936 г . "Краснодонуголь") объединял
25 шахт, а накануне войны уже больше 40.
- Произведите
морфологический разбор имени числительного.
- Запишите числительные
15, 26 в форме творительного падежа
(1 вариант).
- Сформулируйте правило
написания мягкого знака в середине и на конце числительных (2 вариант).
- Приведите примеры
числительных, которые склоняются, как существительные 3-го склонения (3
вариант).
Учитель. Интересна и история транспорта города. Послушаем экскурсовода (чтение текста 4).
Основным видом транспорта
на хуторе Сорокино был извозчик. Позже транспортное обслуживание по
Краснодонскому региону обеспечивалось электрическим и автомобильным транспортом. По городу была
проложена автодорога.
Троллейбусное движение
в Краснодоне было открыто 30 декабря 1987 года двадцатью
троллейбусами по маршруту № 1 «ул. Чкалова (школа № 6) – Молодогвардейск
(ул. Тюленина)» по улицам Чкалова, Артёма, Котова, Первоконная. Тогда же
построено депо.
В 1988 – 1989 году пущен
короткий маршрут № 2 «ул. Чкалова („Первомайка“) – ул. Промышленная».
В 1990 году введена
новая линия по ул. 60-летия СССР до квартала имени Баракова, пущены маршруты
№ 3 «квартал имени Баракова –
г. Молодогвардейск» и № 4 «ул.
Чкалова – квартал имени Баракова».
Учитель. А сейчас я вам зачитаю отрывок
из одной старой газеты, где автор рассказывает об открытии
трамвайной линии в старом Ростове в 1913 году.
В начале десятого часа утра стали съезжаться приглашенные лица.
У трамвайной линии двумя шпалерами
выстроились вагоновожатые в новой обмундировке: пятеро с одной стороны, пятеро
с другой. В течение целого дня движение вагонов служило для публики праздничным
развлечением, и ни разу вагон не отходил … не переполненным совершенно
пассажирами.
- Запишите в путевой лист в нужную графу
числительное пятеро.
- С помощью чего образуются собирательные
числительные?
- Приведите примеры
словосочетаний с собирательными числительными.
- Что вы можете
рассказать о собирательном числительном оба (обе)?
5. Обобщение и систематизация знаний
Учитель. Наше путешествие подошло к концу, и заканчивается оно в современном
городе. Последняя запись в путевом листе – словарный
диктант.
Пассажиры, трамвай,
троллейбус, секунда, километр, бассейн, одиннадцать, бетон, миллион, миллиард
экскурсовод, словосочетание,. диспетчер.
6. Объявление домашнего задания
Обратите внимание и
понаблюдайте за речью дикторов телевидения, за правильностью использования ими
числительных. Запишите свои наблюдения в тетради.
7. Подведение итогов урока
Учитель. Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного
бюро.
Закончилась наша познавательная
экскурсия по городу, в ходе которой вы многое узнали не только о нем, но и
систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи – имени
числительном.
Комментариев нет :
Отправить комментарий