Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

25 февраля 2020 г.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.

Черкасс Валентина Анатольевна,
 методист ГУ ЛНР «Луганский
информационно-методический центр»
 
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.

Каждый ребенок от самого рождения наделен определенными способностями одного или иного вида деятельности. Лучше всего эти способности ребенок может проявить во время выполнения творческого занятия. Для каждого ребенка найдется то самое задание, в котором он себя сможет проявить. Поэтому я ставлю перед собой цель – развитие творческой активности детей на уроках музыки.
Психологи и педагоги  неоднократно акцентировали внимание на том, что музыка стимулирует творческую деятельность, отдельно формирует познавательные и эмоционально-мотивационные функции, развивает творческое мышление и коммуникативность, а также позитивные качества характера. Умения и навыки, полученные во время усвоения музыкального искусства, переносятся на другие немузыкальные виды деятельности детей. Поэтому на уроках музыки особое место должно отводиться творческой деятельности детей, которое влияет формированию воображения, мышления, развитию творческих способностей.
Самый первый импульс к творчеству - заинтересовать детей путем собственной интерпретации музыкального произведения, подголосков и вариантов напевов, вариантов инсценирование песни, собственного элементарного сопровождения, упражнения для распевания.
При этом направлять ученическое творчество можно по разным направлениям: литературным, образовательным, театрально-драматическим и, что особенно важно, - музыкальным.
Например,  можно использовать такие задания:
·       подобрать стихотворения о природе;
·       написать рассказ о народной песне;
·       придумать легенду, сказку, где главными героями будут музыкальные инструменты, музыканты  или сама музыка.
Музыкальные воображения учащихся можно усиливать примерами изобразительного искусства. Художественная деятельность направлена на развитие ассоциативного мышления ребенка. В старших классах я провожу игру в ассоциации, когда дети пытаются, используя музыкальную память (которая уже развита в полном объеме) и образное мышление, установить ассоциативную связь между музыкальным произведением и его автором, между музыкой и средствами выразительности, между музыкой и литературными произведениями.  
Усвоить содержание музыкальных произведений помогают изобразительные задания, например:
·       нарисовать сюжеты музыкальных произведений;
·       вылепить из пластилина персонажей музыкальных сказок, пьес, песен;
·       создать фрагменты декораций или эскизы костюмов для действующих лиц оперы, балета, мюзикла.
Во время знакомства с музыкальными произведениями,  связанными с картинами природы (Э.Григ «Утро», П. Чайковского «Зимнее утро») можно предложить учащимся: подобрать цвет, фон, который помог бы раскрыть состояние природы и души человека; нарисовать пейзаж, который относится к музыкальному образу.
Детям очень нравятся сказочные темы, где можно пофантазировать, именно тогда рождаются самые интересные иллюстрации, работы из пластилина, глины. Во время знакомства учащихся с жанрами оперы или балета стоит привлекать их к рисованию костюмов и декораций.
Пластическое творчество продолжает линию развития эмоционального отзыва детей на музыку. Музыка дает множество мотивов для пластических импровизаций, учителю лишь нужно определить:
·       какой образ по своему эмоциональному состоянию является целесообразнее для пластического перевоплощения на конкретном уроке;
·       как четко и кратко сформулировать задание для пластической импровизации конкретного произведения;
·       какую форму – индивидуальную, групповую, коллективную, импровизацию по цепочке - выбрать для конкретного произведения.
В начальных классах сопровождение песни пластическим интонирование воспринимается очень хорошо, ведь песенный репертуар (содержание песни) помогает легко подобрать разные движения, элементы импровизации – все зависит от фантазии учителя и детей.
Музыкальные творческие задания являются самыми важными на уроках музыки. Разные музыкальные игры, импровизации прививают учащимся интерес к музыке и желание участвовать в создании чего-то нового. Они распределяются на вокальные, инструментальные и ритмические.
Творческие задания на основе ритма следует использовать с 1 класса. Развитие чувства ритма помогает в дальнейшей работе, во время разучивания песен со сложным ритмическим рисунком. Начинаю с ритмизации слов, словосочетаний, стишков, загадок, пословиц, поговорок и тд.; «ритмические загадки»: узнай песню, найти пропущенный такт в ритмическом рисунке; придумать ритмическое сопровождение к выученной песни; «ритмический канон» - нравится детям, потому что это связано с командными соревнованиями.
         Вокальные импровизации могут быть переходным звеном в разучивании песен, когда учащиеся придумывают мелодию на заданный текст. К самым простым вокальным импровизациям принадлежать:
·       озвучивание имен – творческое задание, которое предлагается в начале знакомства;
·       вопрос-ответ  – музыкальный диалог, музыкальная беседа между учителем и учениками, между парами учащихся, между солистом и классом.
Такие задания являются сложными (и не только ученикам), но детям они нравятся. Мы вместе пытаемся научиться импровизировать, освоить технику «свободного пения». Результатом такой совместной работы является то, что некоторые учащиеся 7-8 классов начинают писать песни на собственные стихи.
         Разговаривая с детьми про музыку, мы не должны забывать про свою основную задачу – заинтересовать музыкой, эмоционально увлечь, «заразить» их своею любовью к музыке.  Я думаю, что, только подарив частичку себя, когда слова льются из глубины души – можно найти отзыв в душе каждого ребенка и оставить в ней яркие, незабываемые впечатления. Только так учитель музыки способен в полной мере  исполнить свою важную роль в формировании яркой, гармоничной личности.


Литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1968.
2. Кирнарская Д.К. Новый имидж музыкального образования в XXI веке // Культура, искусство, образование. - 2003, №3.

3. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 - 4 классы. - М.: Просвещение. 1994.

Комментариев нет :

Отправить комментарий