Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

6 апреля 2019 г.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

О. В. Попроцкая
Учитель английского языка
ГОУ ЛНР «Ровеньковская гимназия №1 им. Г. С. Шонина»
oksanapoprotskaya1@gmail.com

В данной статье раскрываются особенности метапредметного подхода на уроках иностранного языка, анализируются его принципы и инструменты реализации. Рассматриваются пути достижения метапредметных результатов на разных этапах урока, показана их роль в формировании личности подрастающего поколения. Выделяются и описываются планируемые результаты, которые необходимо учитывать при подготовке к метапредметному уроку иностранного языка.
Ключевые слова:  метапредметный подход, метапредмет, метапредметные технологии, универсальные учебные действия.
В современном мире, когда стремительно увеличиваются потоки информации и модернизируются все сферы жизнедеятельности общества, возникает необходимость в подготовке энергичного, думающего человека, умеющего действовать в нестандартных ситуациях, конструктивно сотрудничать с окружающими людьми, искать и находить новые решения, развивать творческий потенциал, познавать и преобразовывать мир, сохранив при этом высокие нравственные ценности.
Использование метапредметного подхода на уроке позволяет совершенствовать способности детей к самостоятельной работе, развивать умение использовать информацию, применять полученные знания на практике [1, с.23].
В настоящее время разработкой технологий метапредметного обучения занимаются Ю. В. Громыко, А. В. Хуторской, А. Г. Асмолов и другие отечественные педагоги. Элементы метапредменого обучения используются в таких методиках как «Мыследеятельностная педагогика», «Логико-смысловое моделирование», «Коммуникативная дидактика» и др.
На современном этапе развития образования основная задача учителя – формировать жизненный опыт детей, учить самостоятельно добывать информацию, находить пути решения жизненных проблем с помощью нестандартных идей и подходов. Помимо умения учиться, необходимо обеспечить ребенку личностное, общекультурное и познавательное развитие [7, с. 38].
Планирование метапредметных связей будет целесообразным для любого этапа урока иностранного языка. При работе с письменным текстом учитель развивает умение школьников выстраивать логическую последовательность событий и фактов, выделять главное, прогнозировать содержание текста.
Обучение диалогической и монологической речи на уроках иностранного языка позволяет применять коммуникативные навыки в различных жизненных ситуациях, конструктивно сотрудничать с собеседником в паре или в группе. На основе принципа взаимоуважения человеческой личности дети учатся объективно оценивать себя и других участников коммуникации, осуществлять самоконтроль, выполнять разные социальные роли.
Важным компонентом в формировании метапредметных связей является использование на уроке проектно-исследовательской деятельности. Выполняя проектную работу, дети работают с различными источниками информации, учатся распределять обязанности в группе, создавать презентации, прогнозировать дальнейшие результаты, выбирать наиболее оптимальные пути решения проблем [3, с. 7].
Учащиеся не только запоминают материал, но также осмысливают и перерабатывают необходимые понятия в процессе практической деятельности.
Метапредметные результаты на уроке иностранного языка могут быть достигнуты путем прорабатывания межпредметных связей, знакомства с фактами и явлениями различных сфер окружающего мира (культура, искусство, история, география и т.д.).
При разработке метапредметного урока необходимо планировать следующие результаты:
- предметные, включающие в себя знания и умения по данной теме урока, развитие коммуникативных навыков ребенка, формирование потребности ученика изучать иностранный язык как средство социализации и самореализации;
- метапредметные: навыки самоорганизации, умение ребенка взаимодействовать с окружающими, работать с информацией, развивать коммуникативную компетенцию, осуществлять самоконтроль, самонаблюдение;
- методологические результаты подразумевают владение навыками самоорганизации, умение участвовать в дискуссии, обосновывать свою точку зрения, выстраивать дальнейшие планы действий, ставить цели, использовать методы рефлексивного мышления.
Ключевым моментом на уроке может служить образовательная ситуация, для решения которой допускаются разные варианты выполнения. Учащиеся могут индивидуально или в группе разрабатывать памятку, презентацию, инструкцию, и. т.д. При этом важно сопоставлять ответы учеников с научными фактами, соответствующими изучаемой теме, ссылаться на информацию в энциклопедиях, словарях, предлагать культурно-исторические аналоги, и т.д. [4, с. 29].
Важным этапом урока является рефлексия. Дети должны осознать чему они научились на уроке, каким способом решали поставленные задачи и как можно использовать полученные знания в последующей жизнедеятельности.
Для осуществления контроля внешних и внутренних достижений учащихся можно использовать анкеты, зачеты, тесты, элементы взаимопроверки, взаимооценки, самооценки, самоанализа, карты отслеживания эффективности урока, и т.д.
Таким образом, метапредметный урок решает не только предметные задачи, но также формирует понимание учащихся о том, каким способом они овладели новыми знаниями, как нужно действовать, чтобы получить необходимую информацию и использовать ее для решения различных жизненных ситуаций.
Обучение проходит в тесной связи с социокультурным опытом учащихся, их интересами, непосредственными жизненными потребностями, что позволяет формировать целостное представление об окружающем мире и взаимосвязях его отдельных частей.
Знания, приобретенные благодаря иноязычному общению, позволяют подготовить ребенка к последующей учебной деятельности, самостоятельному участию в познавательном процессе, успешному включению личности в трудовую, общественную и социокультурную деятельность.
Использованная литература и источники
  1. 1.Асмолов А.Г. Бурменская, Г.В И.А. Володарская И.А «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.; ред. А.Г. Асмолова.  - М: Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Громыко, Н.В. «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов» «Знание»- М., 2001. – 10 с.
  3. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009.
  4. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000. – 376 c.
  5. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.
  6. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. с.35
  7. Хуторской, А.В. Современная дидактика. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.

Комментариев нет :

Отправить комментарий