Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

27 октября 2020 г.

Задачи патриотического и духовно-нравственного содержания на уроках математики

 

Снежко Наталья Артуровна,

учитель математики ГОУ СПО ЛНР

«Луганское высшее училище физической культуры»

                                   Тел. 0956789755, 0721457668,  sneg.ko@yandex.ua


Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности. Поэтому первая и самая главная обязанность курса математики состоит в подчеркивании методической стороны процесса решения задач»

Д. Пойа

Государственный образовательный стандарт основного общего

образования Луганской Народной Республики устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, в частности: формирование всесторонне развитой, высоко духовной личности, способной к социальной и культурной самоидентифика-ции; воспитание патриотизма; усвоение гуманистических и демократических ценностей; воспитание чувства ответственности и долга перед Отечеством. Этому способствует патриотизация содержания образования. Известно, что воспитательная составляющая цели урока присутствует при изучении каждой темы любого предмета. Максимально приблизится к достижению цели воспитания духовной личности достаточно эффективно на неоспоримых исторических фактах или ярких литературных образах, однако, это не означает, что данная цель не может быть реализована при изучении точных наук.

 Трудно переоценить роль решения задач в процессе обучения математике. Задачи выступают как средство целенаправленного математического развития учащихся, формирования у них познавательного интереса и самостоятельности, развития математических способностей, средство формирования мировоззрения, воспитания нравственных качеств личности. Одним из приёмов реализации этих целей при изучении математики является патриотизация содержания текстовых задач. Однако, учебники не содержат заданий данной направленности, что открывает учителю простор для творческой деятельности. При изучении подходящей темы, на любом этапе урока, каждый педагог может включать такие задачи, предварительно составив их, применив следующие шаги:

1.     Выбрать тему урока

2.     Определить этап урока

3.     Наметить уровень сложности задачи

4.     Подобрать материалы (статистические данные, отчёты, статьи, краеведческие материалы, географические, исторические сведения и т.п.)

5.     Составить задачу

Результат такой работы можно проиллюстрировать следующими примерами:

Тема: Сравнение натуральных чисел

Задача.

Численность населения городов ЛНР по состоянию на 1 июня 2016 года составляет: Луганск - 437282  человек, Алчевск - 107502  человек, Антрацит -    75474  человек, Брянка - 51965  человек, Кировск - 32690  человек, Краснодон - 100693 человек, Красный Луч - 120279 человек, Первомайск - 37661 человек, Ровеньки - 81671 человек, Свердловск - 96159 человек, Стаханов - 89387 человек. Расположите данные в порядке возрастания и укажите города с наибольшим и наименьшим количеством жителей. (По данным ГКС ЛНР).

Тема: Все действия с натуральными числами

Задача.

Над Свято – Введенским храмом, построенном в 1870 году, в селе Церковное (ныне Красное), возвышалась колокольня с одиннадцатью медными колоколами: 7 колоколов весом по 6 кг остальные, соответственно 870 кг, 295 кг, 49 кг, 16 кг. Найдите общую массу колоколов. Из скольких маленьких колоколов состоит один наибольший?

Тема: Умножение десятичных дробей

Задача.

В барабане центрального купола Свято-Николаевского храма города Стаханова размещено восемь больших окон 4,5 м в высоту и 1,5 м в ширину. Шестнадцать окон таких же размеров расположены в храме: двенадцать в средней его части, два в алтаре и два в притворе*.  Найдите общую площадь окон в храме. Вычислите, на сколько метров квадратных площадь окон в куполе меньше площади окон в средней части храма.

* Притво́р — пристройка перед входом в храм

Тема: Проценты

Залача.

Количество школьников в учебных заведениях Луганской Народной Республики с начала 2014 учебного года увеличилось на 17%. По состоянию на 1 марта 2017 года за школьные парты вернулись 14 832 ребёнка.

Сколько всего школьников завершили учебный год в ЛНР в 2017 году?

Задача.

Высота Останкинской телебашни в Москве 540 м, высота Шуховской телебашни составляет   её высоты, а высота Луганской телебашни составляет 121,25%  высоты Шуховской телебашни. Определите высоту Луганской телебашни.

Тема: Длина окружности

Задача.

Самый большой православный храм – собор святого Саввы Сербского в Сербии имеет купол диаметром 26 метров. Найдите длину обода основания купола.

Тема: Деление десятичных дробей

Задача.

Расстояние от музея Миус фронт до памятника Саур Могила в 44 км автомобиль проезжает за 1 ч 24 мин, а пешеход проходит пешеходным маршрутом в 31, 6 км за 6 ч 36 мин. Во сколько раз скорость автомобиля больше скорости пешехода? (Время выразить десятичной дробью в часах)

Тема: Стандартный вид числа

Задача.

Количество человек, призванных на службу государствами, участие которых во второй мировой войне было ключевым, и пострадавших в ходе боевых действий:

СССР: 34 476 700 солдат, из них: 15 685 593 раненых, около

5 000 000 побывали в плену;

Германия: 17 893 200, 5 435 000, 4 100 000;

Япония: 9 058 811, 3 600 000, 1 644 614;

Италия: 3 100 000, 350 000, 620 000;

Великобритания: 5 896 000, 280 000, 192 000;

США: 16 112 566, 671 846, 130 201;

Китай: 17 250 521, 7 000 000, 750 000;

Франция: 6 000 000, 280 000, 2 673 000 соответственно.

Записать числительные в стандартном виде. Вычислить, на сколько количество солдат, призванных в СССР больше, чем в Италии, Франции и Великобритании вместе (в стандартном виде).

При решении таких задач реализуются основные положения Государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики, что ведёт к повышению качества знаний и воспитанию патриотизма и духовности обучающихся. Более того, поскольку учитель сам определяет целесообразность применения, подбирает материалы, составляет текст и разрабатывает решение задачи, он развивает свой творческий потенциал, что в итоге благоприятно влияет на процесс обучения и воспитания.

 

Литература:

1.      Государственные образовательные стандарты основного общего образования ЛНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// mi-nobr.su/educations-standarts.html. Дата обращения: 03.04.2020.

2.     Астанина, И. В. Роль задач в обучении математике / И. В. Астанина. // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 879-882. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17347/ (дата обращения: 13.04.2020).

3.     Смирнова А.А. Формирование осознанных знаний на уроках математики с помощью варьирования текстовых задач // Сельская школа. 2007. №4. С. 110-114.

4.     https://obrazovaka.ru/istoriya/poteri-vo-vtoroy-mirovoy-voyne-po-stranam.html (дата обращения : 10.02.2020)

5.     Виленкин Н. Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты // Математика в школе. 1988. № 4.

6.     Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской. М., 1990.

 

 

 

 

 

 

 


Комментариев нет :

Отправить комментарий