Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

9 ноября 2018 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Н.С. Кобыляцкая
ГУ ЛНР «Гимназия №36 имени Г.К. Жукова»
г. Луганск

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Этот материал станет хорошим помощником учителям и родителям в формировании читательской активности и самостоятельности у младших школьников. Поможет осветить проблему учитель - ученик – родители, как один из факторов повышения уровня навыков чтения у учащихся.

Ключевые слова

Читательская активность, внеклассное чтение, учитель, родитель, книга.

Статья

Как возникает у ребенка желание читать? В книге Ш. Амонашвили «Здравствуйте, дети» отмечена мерка, по которой он определял своё педагогическое мастерство, смысл её таков: «Если большинство твоих учеников не хочет читать, то ты плохой учитель; если большинство твоих учеников увлечено чтением, то ты хороший учитель; а если в твоём классе все ребята любят читать, пристрастились к чтению, то ты не только хороший учитель, ты хороший воспитатель. Воспитание у детей любви к чтению - дело педагогической чести! Вот как надо ставить вопрос. Разве можно говорить, что ребенок не хочет читать! Одно дело, когда в силу обстоятельств, он еще не в состоянии овладеть свободным чтением, ему трудно читать. Детям нужно говорить о книге, как о человеке, добром, умном, мудром человеке, умеющим дружить, помогать, радовать»[1,с.44].

Руководство детским чтением – это серьезная и нелегкая работа, проводить её надо продуманно и интересно. Чтобы ребенок полюбил чтение, нужны уроки, которые показали бы дорогу к книге. И такими уроками являются уроки внеклассного чтения.

Их целью являются «расширение читательского кругозора учащихся и руководство домашним чтением; развитие навыков самостоятельной работы с книгой, периодическим изданием, умением ориентироваться в мире печатной продукции, пользоваться библиотекой; воспитание любви к книге и потребности в чтении, умения и желания обсуждать прочитанное»[4, с.65].

Формы работы по внеклассному чтению разные: урок, библиотечное занятие, внеурочное занятие (мероприятие).

Всё хорошее из жизни и из книг приходят к детям постепенно и незаметно – доброта и справедливость, любовь к Родине, людям, уважение к старшим. В значительной степени от учителя зависит, полюбят дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными её читателями. Дети с интересом рассматривают иллюстрации в книгах, просят почитать. У них появляется, желание быстрее научится читать.

Чтобы поддержать это желание и облегчить детям обучение чтению нужно систематически и методически правильно проводить эти уроки. Знать и целесообразно применять все известные к настоящему времени способы предлагает Н.Н. Светловская:
  1. Еженедельное систематическое чтение учителем вслух (по 25 минут) и рассматривание с учащимися как можно более разных детских книг в определенной системе – с первых дней и всё время, пока дети не выучатся читать сами.
  2. Организация индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся, состоящей в чтении – рассматривании опять – таки очень разных отдельных детских книг после их осознанного выбора из группы книг, предложенных учителем и под его непосредственным наблюдением, т.е. на специальном уроке, один раз в неделю, но только после того, как дети овладели грамотой и достигли элементарного порога техники чтения(35-42 слова в минуту).
  3. Литературно-эстетические беседы-рассуждения с учащимися о писателях и книгах в классе, на уроке, после самостоятельного монографического знакомства детей с книгами лучших детских писателей с целью выбора и прочтения одного или нескольких произведений, соответствующих заданным учителем приметам, посильных и интересных тому иному ребенку. Разумеется, что этот способ реализуется тогда, когда учитель пронаблюдал и убедился, что дети самостоятельно действовать с книгой и среди книг научились.
  4. Обмен читательским опытом (в том числе и личным, учителя-читателя) в классе, на уроке, после самостоятельного знакомства учащихся с книгами по важным и интересным для них вопросам и темам с целью выбора и прочтения одной двух книг во внеурочное время в течение двух недель. Этот способ продуктивен, когда основные трудности техники чтения для учащихся уже позади и, кроме того, дети освоили первоначальные умения работы с текстом.
  5. Постепенное обязательное включение детей (желательно с привлечением работников библиотеки, родителей) в разные формы самостоятельной организации разумного и занимательного досуга на базе имеющейся общей читательской готовности, знаний о писателях и книгах, умения действовать в доступном круге чтения – в течение всего срока обучения.
Учитель должен помнить всегда: чем интереснее, нагляднее и творчески проводится работа с книгой, тем прочнее формируется мировоззрение детей, быстрее прививается интерес к чтению, любовь к книге.

Прививать любовь к чтению у учащихся должен не только учитель в своей работе, но и родители детей. Некоторые из них ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением учащихся должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребенка от книг, предназначенных не для них. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественные произведения поверхностно. Такое чтение вырабатывают вредную привычку читать, пропуская описания, характеристики героев, рассуждение автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремится к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес детей к книге.

Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать художественную литературу, я советую родителям использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух, на самом интересном месте чтения прерывается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать сам. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет читать сам.

Иногда я советую родителям рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-нибудь рассказа. Ребенок обязательно спросит: «А что дальше было?». В ответ надо дать ему книгу, пусть прочтет и заверить, что в книге очень много интереснейших историй. Я также всегда учу родителей, чтобы они терпеливо, но неуклонно требовали от ребенка от ребенка запоминания фамилии автора, название книги. Перед чтением полезно спросить, какие книги этого автор, название книги. Перед чтением полезно спросить, какие книги этого автора он уже читал, что знает о нем.

Очень важно, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Родители должны учить ребенка рассматривать рисунки, подмечать интересные детали, так как для младших школьников большое значение имеет рассматривание иллюстрации, они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Большое значение имеют вопросы родителей направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображение: «Как зовут этих людей? Что они делают? Как ты думаешь, какое у них настроение? Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном.

Если в семье практикуются совместные чтения вслух, то это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнавать своего ребенка, понять его интерес и увлечения.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

Использованная литература и источники:

  1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте дети» - М. Просвещение. 1983 – с. 44.
  2. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа 2003. №1.
  3. Гусакова О.Я. Стимулы личностной мотивации чтения младших школьников. Саратов: Наука 2013.
  4. Программа для средней общеобразовательной школы, 1-2 классы. – К., 2001. – с. 65.

Комментариев нет :

Отправить комментарий