Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

24 октября 2018 г.

План-конспект занятия школы правового просвещения «Право быть гражданином» ПРАВОВЫЕ ДЕБАТЫ «ПРОШУ СЛОВО»


Мельник Н.В.,
ГБОУ ЛНР «Дом творчества детей и юношества»,
г. Ровенки

План-конспект занятия школы правового просвещения «Право быть гражданином» ПРАВОВЫЕ ДЕБАТЫ «ПРОШУ СЛОВО»

Цели: формирование правовой культуры молодежи путем участия в гражданском форуме; формирование у подрастающего поколения умения вести дискуссию, аргументированно защищать собственное мнение; развитие аналитического мышления.
Оборудование: правила ведения дискуссии (на слайдах), анкета по определению подходов к решению общественной проблемы «Права и свободы личности»
Участники дебатов: представители городского управления юстиции, обучающиеся старших классов общеобразовательных школ
План работы
  1. Организационный момент. Вступительное слово специалистов городского управления юстиции.
  2. Ознакомление с условиями проведения правовых дебатов
  3. Проведение правовых дебатов
Вопросы, вынесенные на обсуждение:
  • Право – это мера свободы. Должна ли свобода быть полной?
  • Государство возможно там, где возможен справедливый закон.
  • Утрата человеколюбия и равнодушие в обществе – одна из причин ущемления прав личности.
  • Ситуации нарушения прав людей. Действенность механизма защиты прав личности в государстве. Нужен ли суд присяжных?
Анкетирование участников дебатов.
  1. Подведение итогов дебатов экспертной группой.
Ход работы

І. Организационный момент.

Ведущая. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть вас в стенах Дома творчества детей и юношества на форуме «Прошу слова». Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить общественные проблемы прав и свободы личности, сформулировать наше суждение по той или иной проблеме, сделать свой выбор, используя диалог, анализируя все «за» и «против», издержки и последствия каждого из подходов. Результатом обсуждения должна стать многогранная картина проблемы, позволяющая определить степень поддержки того или иного подхода. Правила ведения дискуссии вы видите на слайдах, прошу всех участников придерживаться их.

В нашу экспертную группу мы пригласили представителей городского управления юстиции.

Вступительное слово специалистов городского управления юстиции.
(Представление членов экспертной группы, вступительное слово специалистов городского управления юстиции).

Приступим к обсуждению проблемных вопросов.

Ведущая выносит вопросы на обсуждение, предоставляя слово обучающимся, направляет их, задавая дополнительные вопросы, приводит примеры цитат, подводит итоги. В процессе дискуссии предоставляется слово приглашенным экспертам.

ІІ. Ознакомление с условиями проведения правовых дебатов

ІІІ. Проведение правовых дебатов

Вопросы для обсуждения:
  1. Право – это мера свободы. Должна ли свобода быть полной?
Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Шарль Луи Монтескье: «Свобода есть право делать все то и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый может двигаться без вреда для других, определяются законом, подобно тому, как граница двух полей определяется межевым столбом». В чем состоит подлинная свобода человека?
  • Разрешено все, что не запрещает закон?
  • Что вы понимаете под “мерой свободы”? Где она начинается и где заканчивается?
  • Что вы понимаете под “полной свободой”?
  • Можно ли в таком случае утверждать, что свобода, которой обладают граждане, является полной?
  • Где та тонкая грань между мерой “полной свободы” и порядком в обществе?
  • Как вы думаете, насколько (в какой мере) право способно обеспечить / закрепить свободы граждан?
  • Можете ли Вы привести пример ситуации, когда возложение на Вас запрета или обязанности является закреплением права другого гражданина?
  • Можете ли Вы привести пример ситуации, когда закон, наделяя Вас правом, возлагает на других граждан обязанности и запреты?
  • Мои права заканчиваются там, где начинаются права соседа. Обрисуйте ситуацию, когда закон, наделяя вас правом, ограничивает вас. Понятия свобода и закон неразделимы. Закон определяет границы свободы, без которых она теряет всякий смысл.
  • Согласны ли вы с высказыванием Франсуа Вольтера « Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»? Согласны ли вы с тем, что полной свободы не существует. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода ограничена, а и эти ограничения должны быть выражены в установленных государственной властью правилах, регулирующих общественные отношения. Как сказал Томас Фуллер: « Закон управляет людьми, разум – законом». Отсутствие законов, регулирующих границы свободы, приводит, как парадоксально бы это не звучало, к ограничению свободы. Люди, получившие полную свободу, начинают нарушать права других людей.
  1. Государство возможно там, где возможен справедливый закон.
  • Что вы понимаете под “справедливым законом”? Можете ли Вы привести конкретный пример несправедливого закона?
  • Что является первичным - принятие справедливых законов или образование государства?
  • Что, по-Вашему, нужно для того, чтобы в государстве принимались справедливые законы?
  1. Утрата человеколюбия и равнодушие в обществе – одна из причин ущемления прав личности.
  • Приведите пример, когда равнодушие отдельных граждан не позволяет воспользоваться другим гражданам своими правами.
  • Приведите пример, когда проявление человеколюбия и неравнодушия способно помочь другому человеку реализовать свое право.
  1. Ситуации нарушения прав людей. Действенность механизма защиты прав личности в государстве. Нужен ли суд присяжных?
Суд прися́жных — институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы пра́ва. Суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинениям, как правило, в тяжких преступлениях в первой инстанции. В некоторых странах, включая Россию, суд присяжных возможен только в уголовном судопроизводстве.
Противники суда присяжных считают, что это беспристрастная работа и ее должны выполнять только профессионалы. Сторонники, что решение о признании виновности или оправдании выносится не 1 человеком (судьей), а учитывается 12 мнений присяжных заседателей. Появляется возможность провести более подробный анализ дела, и учитываются различные мнения, поскольку присяжные заседатели - это люди разных возрастов, полов, социальной принадлежности и т.п., имеющие совершенно различное мышление, восприятие и взгляды на ситуацию, а также жизненный опыт.
  • Какие меры надо принимать, чтобы повышать действенность и эффективность механизма защиты прав?
  • Если речь идет о суде присяжных – смогли бы Вы, будучи членом коллегии присяжных и зная, что Ваш голос будет решающим, решить судьбу подсудимого? Хватило ли бы у Вас моральных сил у духу на это?
  • Зачем вообще нужен суд присяжных?
  • Как, по Вашему мнению, нужно выносить решение в том случае, если мнения коллегии судей и коллегии присяжных расходятся?
Анкетирование участников

Всем участникам дебатов предлагается заполнить анкету по определению подходов к решению общественной проблемы «Права и свободы личности». (Бланк анкеты см. Приложение)

Ведущая. Подведем итоги сегодняшней встречи. Изменилось ли ваше представление об осуждаемой проблеме за время форума? Как можно использовать то, что мы узнали за время форума? Если бы здесь находились представители органов власти, чтобы вы им предложили относительно обсуждаемых сегодня проблем? Есть ли позиции, которые поддерживают большинство? С чем мы не хотим смириться?

ІV. Подведение итогов дебатов экспертной группой.

Приложение

АНКЕТА
участника Гражданского правового форума «Прошу слово»
Оцените по 3-х балльной системе подходы к решению общественной проблемы «Права и свободы личности», где

«1» балл – самый предпочтительный для Вас вариант,
«2» балла – менее предпочтительный вариант,
«3» балла – наименее предпочтительный для Вас вариант.

А. Нужно создать в обществе атмосферу нетерпимости к нарушению прав человека, даже если это приведет к столкновению с интересами работников СМИ, к нагнетанию психологической напряженности

Б. Чтобы преодолеть негативное отношение к справедливости закона, мы должны изменить экономическую ситуацию в сторону преодоления социальных контрастов

В. Чтобы сформировалась личность с достаточным уровнем правовой культуры, что поможет оздоровить общество, нужно сосредоточить силы и ресурсы государства на воспитании и образовании молодежи, на возрождение культурных ценностей народа, даже если это потребует больших финансовых затрат, обернется дополнительной нагрузкой для учителей, потребует специальной подготовки педагогов

Комментариев нет :

Отправить комментарий