Из опыта работы Мирошниковой Л. Н.,
учителя ритмики
ГУ ЛНР «ЛОУУРЦ 29»
От чего зависит успеваемость ребёнка в школе? Конечно от состояния его здоровья. «В здоровом теле, здоровый дух»- это народная мудрость. Мы живём в такое время, когда ребёнок поневоле становится заложником, быстро формирующихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это ведет к дефициту двигательной активности ребёнка и влияет на состоянии здоровья растущего поколения. С каждым годом физическое и психическое здоровье школьников ухудшается. Было бы ошибкой уделять внимание только образованию. Главная задача-это здоровье наших детей. Чтобы внутренний и духовный мир детей был богатым, глубоким, а это возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии. Танец – незаменимое эффективное средство в решении этой задачи, важнейшее звено в создании новой системы. В своей работе, я стараюсь, применять новые педагогические технологии, и особое внимание обращаю на то, чтобы формы, методы и приемы соответствовали интересам и потребностям обучающихся.
По образованию я хореограф, со стажем 22 года. Работаю учителем ритмики в ГУ ЛНР «Луганское общеобразовательное учреждение-учебно-реабилитационный центр 29» с 1 сентября 2017года. Проблема, над которой я работаю «Формирование у учащихся основ здорового образа жизни, социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца».
Одной из первоочередных задач ритмического воспитания является формирование, развитие музыкально-ритмического мышления через мышечную активность. Следующая задача, которую я перед собой ставлю- дать возможность детям овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций. Целостный процесс обучения ритмическим упражнениям можно условно разделить на три этапа:
Первый этап – обучение отдельному движению;
Второй этап - усложнение или дополнение движений;
Третий этап – закрепление и совершенствование движений.
Система упражнений выстроена «от простого к сложному», от «медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «вместе с партнером». Когда подошли к третьему этапу - усложнили и закрепили движение или этюд, все равно нужно вернуться к медленному темпу. Такой прием еще более развивает чувство ритма. Дети быстрее осваивают движение, повторяя за учителем. Способность к зрительному восприятию, позволяет ребенку считывать информацию. Необходимо также развивать способность выполнять самостоятельно движения, слушая музыку и не смотреть на соседа. При этом нужно обязательно объяснить, почему нельзя смотреть на соседа, он может выполнять неправильно. Разбирая ошибки, нужно помнить, что в памяти остается последний вариант и заканчивать разбор ошибок правильным показом. Важный вопрос – работа в паре. При работе в паре использую несколько приемов: игра в паре, упражнения в паре. Только потом танцевальное движение. Здесь руководствуюсь психологическими и внешними данными. Чтобы у ребенка не пропал интерес к занятию и не испортился эмоциональный настрой, предлагаю детям выбрать пару. Не менее важной задачей является научить двигаться «вместе», т.е. в паре. Здесь необходимо подвести детей к изменениям мироощущения из «я» в «мы». Объясняя, что только «вместе» можно справиться с поставленной задачей. На первом этапе дети танцуют в тесном контакте, потом частичный контакт и только потом зрительный контакт. Такой прием развивает внимание к друг другу, тактичность, коммуникабельность.
Переходя от простого к сложному, необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации: как переносим вес тела, куда идет колено, как работает бедро, куда направлен взгляд, что делает корпус, как работают руки. Картинка накладывается одна на другую и если на каком -то этапе начинает пропадать достигнутое, необходимо вернуться назад
Инновационные методы включают в себя:
Игровые технологии;
Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение;
Информационные коммуникативные технологии;
Технология здоровьесберегающего обучения;
Технология проблемного обучения;
Технология проектной деятельности.
Игровые технологии.
В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности. В отличие от игр, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обосновано, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игры подразделяются на: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
Игры могут иметь характер как свободной деятельности, (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так и творческий характер, где ребенок открывает себя как личность. Игру нужно применять с первых уроков хореографии, для развития чувства ритма, пластики, эмоционального раскрытия, координации движений и т.д. Дети с радостью постигают знания, приобретенные игровым методом. Через игру можно отследить физическое, творческое и личностное развитие ребенка. Игра в команде объединяет детский коллектив в единую группу, в единый организм. Игра, являясь развлечением, способна перерасти в учебу, в творчество. Основная задача игровой деятельности – дать ребенку раскрепоститься, побывать актером, обрести уверенность в себе. Все это работа по формированию творческого мышления через игровые технологии.
Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.
Данная технология включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае дети разбиваются на группы, по несколько человек в каждой. Группам дается конкретное задание, например, составить танцевальный этюд. Это результативная работа для изучения нового материала каждым ребенком. Разнообразием индивидуально - групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные принципы педагогики сотрудничества:
-учение без принуждения;
-право иметь свою точку зрения;
-право на ошибку
-успешность;
-сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
Важную роль занимает атмосфера на уроке. Ребенку должно быть уютно и комфортно, он должен с радостью идти на урок.
Применение ИКТ на уроках ритмики.
Любой ребенок, имеющий проблемы со здоровьем может получить качественное образование. Для этого нужно создать необходимые условия, применяя в работе информационно коммуникативные технологии. ИКТ дополняют уже имеющие формы работы и расширяет возможности сотрудничества между педагогом, детьми и родителями. Одной из важных форм общения учителя с учениками на уроке является рассказ учителя. Использование на уроке ИКТ сделают возможным проведение подобных бесед наглядными, яркими и образными, что является необходимым для детей с ОВЗ для полноценного обучения и восприятие их слухового и эмоционального общения. Фрагменты уроков, на которых используются ИКТ, отражают одну из главных задач создания современного урока – сделать урок ярким, заманчивым в то же время доступным. Большой опыт работы в школе позволяет мне без особых трудностей сделать из обычного урока интегрированный. При объяснении положения рук, корпуса и головы, целесообразно показать слайды с данным заданием. При знакомстве с новым танцевальным движением-показать видеоролик исполнения с конкретной темой. Знакомя детей с народным творчеством, украсить свой рассказ слайдами или видеороликом, с изображением костюмов данной национальности. Детально и ярко можно познакомить с обычаями, традициями, менталитетом различных народов, что необходимо при дальнейшем изучении танцев данных народностей. Все разнообразие народных костюмов представляется детям на ярких страницах презентаций. Все это позволяет сделать процесс объяснения более интересным и простым, более наглядно представить изучаемый материал. Такой урок для детей – праздник. Данные уроки провожу в музыкальном зале. Из оборудования использую магнитофон, компьютер, мультимедийный видеопроектор. На таких уроках использую звуковые и анимационные эффекты для привлечения, развитие внимания и интереса детей. Использование ИКТ позволяет соединить слуховое, зрительное и эмоциональное восприятие.
Технология проектной деятельности.
Проектная деятельность на уроках хореографии, является эффективной методикой, необходимой для становления творческой личности:
- умение работать в коллективе;
- умение анализировать результаты деятельности;
- умение определять особенности различных танцевальных жанров;
- приобретение навыков импровизации на заданную музыку;
- умение оценивать свои профессиональные достижения;
- умение быть самокритичным, принимать замечания;
- высокая личная заинтересованность.
Занимаясь проектом, ученики выполняют и исследовательскую работу: сравнивают, сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы. У детей формируется, например, креативное мышление, которому трудно научить при традиционной форме обучения на уроках хореографии. С одной стороны, проект является методом обучения, а с другой - дает возможность общения в рамках определенной предметной деятельности, интеграции знаний из других образовательных предметов и из собственного жизненного и культурного опыта.
Работа над проектом - процесс творческий, который содействует развитию воображения, фантазии, творческого мышления, самостоятельности и других личностных качеств участников проекта Обучающиеся самостоятельно или под моим руководством занимаются поиском решения какой-то проблемы, для решения которой необходимо владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Работа по методу проектов включает чёткое планирование действий, наличие замысла, распределение ролей при групповой форме работы. В процессе работы над проектом, ученики используют интернет, другие источники информации, советуются с родителями, изучают материалы, необходимые для выполнения проекта. Темы для проектов: создание танца или танцевального этюда «Танец в моей жизни», «мое настроение на уроке ритмики», «Я и танец». Иногда дети сами придумывают название проекта.
Сценарные проекты – сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного мероприятия, например, «Неделя хореографического искусства», – создание композиционного плана, подбор музыкального материала, сочинение лексического материала для создания хореографической постановки. В процессе творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.
Комментариев нет :
Отправить комментарий