Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

23 мая 2016 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Есипова Н.В.,
учитель начальных классов
Луганский учебно-реабилитационный 
центр № 135, город Луганск


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
На сегодняшний день в связи с колоссальными изменениями в социальной, экономической, политической сферах возникает проблема перестройки в сфере образования и воспитания. Целью этой перестройки является формирование всесторонне развитой личности, способной к самоопределению и самореализации.
В первую очередь это касается процесса обучения в общеобразовательных школах. Здесь учебная деятельность является ведущей для учащихся, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление личности в целом.
Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, которые получают знания в коррекционных учебных заведениях. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей: слабая мотивация к обучению, пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции, ограниченный контакт с окружающим миром и пр.
Традиционная организация занятий в коррекционной школе не всегда дает желаемый результат. Современные технологии позволяют улучшить качество образования, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, так как у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире [2].
Последнее время все большее распространение получают различные методы активного обучения, в основе которых лежит принцип непосредственного участия. Данный принцип предполагает такое взаимодействие преподавателя с каждым обучаемым, когда тот становится не объектом, а субъектом деятельности, обладающим поисковой рефлексией.
Одним из видов активного обучения является интерактивное обучение. Само по себе слово «интерактивный» в переводе с английского означает способность взаимодействовать. Отсюда и интерактивные методы в своей основе содержат принципы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Вопросы внедрения интерактивных методов обучения изучались многими педагогами, среди которых: Ю.К. Бабанский, С.С. Кашлев, Абельс Х. и др.
Как отмечает С.С. Кашлев, интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности [2, с. 22]. 
Абельс Х. считает, что структурообразующим признаком интерактивных методов обучения является взаимодействие учащегося с имеющимся у него собственным опытом жизнедеятельности, углубленная и всесторонняя работа с этим опытом. Опыт учащегося является в интерактивном обучении главным источником учебного познания [1, с.154].
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, учащихся между собой, направленное на совместное решение общих, но значимых для каждого ученика задач. Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы [3, с. 5].
Ученые выделяют основные задачи интерактивного обучения:
·         установление эмоциональных контактов между учащимися;
·         развитие коммуникативных умений и навыков;
·         обеспечение учащихся необходимой информацией без которой невозможно организовать совместную деятельность; 
·         развитие общих учебных умений и навыков [5].
 В коррекционной школе актуальной задачей является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.
Одной из самых продуктивных форм интерактивного обучения в коррекционной школе является интерактивная (или ролевая) игра, с помощью которой в учебный процесс можно задействовать максимальное количество человек.
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Ролевая игра проводится в небольших группах (от трех до пяти человек). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение [4].
Игра задает пространство действия, в котором ребенок может свободно двигаться и решать поставленные задачи.  В игре происходит обсуждение, в ходе которого ребята дают друг другу обратную связь и говорят о своих чувствах и мыслях. Констатация собственных успехов укрепляет положительную самооценку и личностную идентичность. При этом у детей развиваются самодисциплина, способность к концентрации, творческий потенциал и способность к сотрудничеству, то есть качества, необходимые для успешной адаптации в обществе.
Например, на уроках математики можно использовать игры «Два и три», «Быстро занять места», «Кто за кем?». С их помощью школьники закрепляют навыки устного счета, нумерацию в пределах 10, 100, учатся соотносить число и количество.
Что касается других предметов, то на уроках письма уместно будет провести такие игры, как: «Прописная и печатная», «Заглавная или строчная», «Полубуковка». Они способствуют формированию умений соотносить печатный и прописной вариант буквы, корректировать недостатки развития зрительного восприятия.
При работе со сказкой на уроках чтения ребята могут составить «Сказку из 10 слов». Необходимо придумать 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у ребенка  смысловых ассоциаций и были из разных областей жизни. Затем нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них имена собственные, другие части речи, читать наоборот [3, с. 81].
Младшие школьники, обучающиеся в коррекционном учебном заведении, лучше воспримут новые умения и навыки в ходе ролевой игры с куклами. Здесь в качестве сюжета должна быть использована актуальная для данного возраста ситуация. Например, для детей в возрасте семи-восьми лет подходит тема о вреде курения и алкоголя.  В ролевой игре ребенок должен играть не самого себя, а роль какого-нибудь персонажа. Исходя из этого лучшим вариантом будет организовать ролевую игру в виде кукольного спектакля [3, с. 88].
В различных играх и упражнениях используется работа в парах, малых и больших группах, что особенно эффективно на начальных этапах обучения. Самой распространенной считается работа в малых группах. Она дает возможность абсолютно всем присутствующим участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником и одноклассниками. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает – все вовлечены в работу. Интерактивные игры позволяют использовать полученные в учебном процессе знания в практической деятельности [4].
Таким образом, использование интерактивных методов в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья дает возможность успешно решить разные педагогические задачи. Особенно это касается интерактивных игр, в которых можно использовать различные формы, включая ролевые игры, игры с куклами и пр. Они позволяют вовлечь в работу максимальное количество учеников и мотивировать их на получение новых знаний, умений и навыков. Также интерактивное обучение решает еще одну существенную задачу в коррекционной школе – происходит релаксация, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности.


Список использованной литературы
1.      Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация / Х. Абельс. – СПб: Алтейя, 2000. – 272 с.
2.      Кашлев С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов / С.С.Кашлев. − Минск: Зорны верасень, 2007. − 148 с.
3.      Чуменко Е.В. Здоровый образ жизни. Интерактивные методы обучения / Е.В. Чуменко. – Минск : А.Н. Вараксин, 2009. – 96 с.
5.      Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» / Н. Суворова // М., 2005.


Комментариев нет :

Отправить комментарий