Елистратова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории
ГБОУ ЛНР «Успенская гимназия №2»
E-mail: uspenskayagimnaziya_2@mail.ru
тел. 0721560142
Урок русского языка, 11 класс на тему “Подготовка к написанию статьи на морально-этическую тему в публицистическом стиле”
ЦЕЛЬ: познакомить с особенностями статьи как газетного жанра, закрепить знания о публицистическом стиле речи; совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся: умение пользоваться средствами публицистического стиля, высказывать и аргументировать свою точку зрения, создавать связный текст дискуссионного характера; воспитывать стремление к самосовершенствованию, гармонии с миром и собой.
Задачи урока:
- углубление и развитие представлений о публицистическом стиле речи;
- совершенствование навыков анализа текста;
- формирование навыков культуры речи;
- создание рабочих материалов сочинения-рассуждения ;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные:
- осуществлять отбор, обработку и использование необходимой информации;
- уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде рабочих материалов к сочинению.
Регулятивные:
- координировать свою работу в группе и самостоятельно, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Коммуникативные:
- уметь формировать собственное мнение, убедительно аргументировать его;
- доброжелательно воспринимать чужую точку зрения, вступать в дискуссию, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- уметь пользоваться собранным материалом для написания своей статьи .
ТИП: урок развития речи
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, журнальные и газетные статьи, карточки для индивидуальной работы, слайд-презентация по теме урока, фрагмент фильма С.Бондарчука «Война и мир»
ЭПИГРАФ УРОКА:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил…
Н.Заболоцкий
ХОД УРОКА
І. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, цели
У меня в руках газеты: районная с детской страничкой «Зазеркалье» и наша гимназическая газета «Портфельчик». И в той, и в другой мы сможем поместить результаты нашей сегодняшней работы, если удачно и плодотворно поработаем над подготовкой к написанию статьи на морально- этическую тему.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Стилистическая разминка «Озвучь пазлы»
- публицистический стиль?
- сфера его применения?
- задача стиля?
- особенности?
- средства?
- виды высказываний?
2.Устный комментарий «Сопоставим жанры»
Установим признаки статьи в газету, ее отличие от заметки.
Заметка в газету – жанр газетной публикации, в основе которого лежит факт.
Статья в газету- рассуждение проблемного характера, задача которого привлечь внимание к злободневной проблеме, убедить в справедливости или ошибочности суждений
3. Словарно-лексическая работа
Мораль – система взглядов, представлений, норм и оценок, которые регулируют поведение людей.
Этика - 1.наука о морали 2. формы поведения, совокупность моральных правил, определяющих поведение групп людей (врачебная этика)
Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.
Цель дискуссии – выяснение различных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину.
ІІІ. Подготовительная работа
1.Фрагмент фильма – интрига урока
На основании увиденного попытайтесь сформулировать тему, которая станет предметом нашего разговора на уроке.
2. Составление ассоциативного куста к понятию «гармония»
3. Демонстрация слайд – презентации
Опираясь на слайды, сделайте вывод, в каких сферах жизни можно говорить о гармонии
4. Работа в группах
Анализ газетных и журнальных статей с точки зрения содержания, структуры, раскрытия понятия «гармония» и особенностей публицистического стиля.
1гр.- Свет красоты (Приложение 1)
- Определите тему, основную мысль, особенности жанра.
- Проследите за ходом размышления автора.
2гр. - Чьи руки краше? (Приложение 2)
- Можно ли индийскую сказку считать вариантом журнальной статьи?
- Определите главную мысль. Как она связана с темой гармонии?
3гр. – Красота (по В.А.Сухомлинскому) (Приложение3)
- Определите главную мысль статьи.
- Докажите, что статья написана как рассуждение.
4гр. – Письма о добром и прекрасном (Д.С.Лихачев) ст.6 «Цель и самооценка» (Приложение 4)
- Какую проблему поднимает автор в статье? Проследите, какую роль в тексте рассуждении играет противопоставление. Что противопоставляется?
- Какую роль играют вопросительные и восклицательные предложения?
- Какова роль повторов?
5. Учительский комментарий
Структура статьи в газету:
Зачин:
- выдвижение темы
- авторская позиция
- проблемный вопрос
- оценочный
Развертывание содержания:
- перечисление
- детализация
- иллюстрация примерами
- вопросно-ответная форма
- цитирование
Концовка:
- оценка
- вывод (итоги)
- обобщение
6. Ролевая игра «В редакционном совете» с элементами дискуссии
(по статье Юрия Черепахина, сайт «Обретение»,03.08.2006)
(Приложение 5)
Проанализируйте свою позицию в восприятии мыслей, высказанных автором с позиции согласия- несогласия.
РЕКОМЕНДАЦИИ учителя по работе с газетной статьей
- Сжато и четко высказывайте свою точку зрения
- Подкрепите свои мысли фактами из жизни
- Определите свое отношение к высказываемому, аргументируйте свою позицию
- Покажите свою озабоченность явлением или событием
- Оцените явление (взволнованно-с положительным примером или отрицательно- с критическими замечаниями)
7. Практическая работа
Поставьте недостающие буквы и знаки препинания.
Задумывались (ли) вы над тем что такое г…рмония . И если да то наверное (не) мож…те (не) заметить как мало ее в нашей сегодн…шней жизн… .
Человек в своей х…зяйств…(н,нн)ой деят…льности наступает на леса опустошает п…ля уничт…жает красоту… .
Устав от напряж…(н,нн)ых будней возвращает(?)ся домой и едва скрывая раздражение нак…ляет отношения с бли…кими… .
Покрыв себя панц… рем равн…душия ч…сто закрывает глаза на (не)справ…дливость от…алк…вает протянутую к нему за помощ…ю руку… .
И все это отступления от г…рмонии залож…(н,нн)ой в нас самой природой. Как (же) в…рнут(?)ся к потер…(н,нн)ому равн…весию*
Самопроверка по интерактивной доске.
Можно ли предложенный текст использовать в качестве вступления – зачина к статье?
ІV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Как вы понимаете эпиграф к уроку?
V. Домашнее задание: написать статью в газету на одну из предложенных тем:
- В гармонии с природой
- Очищение красотой
- К гармонии в мире и в себе
Приложение 1
Свет красоты
Природа - это мир, полный тайн, загадок, красоты, мир, где понятие «радость жизни» вдруг становится почти осязаемым. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, прозаиков открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием - не губите красоту вокруг себя. В природе есть волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей Вселенной.
Природа - законодатель вкуса, красоты, совершенства. По ее эталонам мы, например, называем цвета. Вспомним-ка вместе: вишневый, сиреневый, брусничный, малиновый, розовый, табачный горчичный, шафрановый, гороховый, гранатовый, оранжевый, фиолетовый, клюквенный, персиковый, соломенный, бирюзовый(камешек- бирюза), коричневый(от слов корица-кора) и так далее. В блокноте у меня записаны названия более трех десятков цветов. Почти все они в истоке - природные: цветок, плод, камень. Назовите цвет, и каждый сразу его представит, ибо знает природный его эталон.
В природе происходит воспитание художников. Натюрморт в переводе – «мертвая натура». А вот на подиуме в студии стоит натурщица, и будущие живописцы улавливают гармонию линий, постигают передачу красками «телесного цвета». Обязательны у художников выезды «на натуру». Природа выращивает в человеке чувство прекрасного. Ею проверяются все эксперименты творцов.
На московской выставке Рериха в 50-хгодах я, помню, пораженный стоял у картин, написанных в Гималаях. Это был неведомый равнинному человеку мир красок. Казалось, в природе такого нет. Но лет десять спустя летели над Гималаями на юг, в Антарктику. Я увидел краски закатного солнца на снежных вершинах и сразу же вспомнил Рериха.
Природой все проверяется. Мы говорим «естественный», «натуральный», «реальный», то есть соответствующий тону, который наблюдем в природе. И как бы ни велика была фантазия творца, если в ней не утрачена связь с натурой, творение будет нас волновать.
Ничего невероятного в восприятии животными цвета, форм, ритма, пропорций, симметрии и гармонии звуков нет. Все это подсознательно усваивается ими из мира, частью которого сами они являются. Человеку, владеющему чувством прекрасного и осознающему это как важную ценность жизни, еще предстоит пристально присмотреться к появлению этих чувств у животных.
Недавно были опубликованы размышления психологов о том, что развитие эстетических чувств блокирует в человеке агрессию. Поэтому обучение рисованию, музыке важно не только в прикладном и профессиональном смысле. В этом свете наполняются смыслом слова Достоевского: «Красота спасет мир».
(По В.Пескову)
Приложение 2
Чьи руки краше?
На берегу реки сидели три красивые и знатные женщины и хвастались одна перед другой своими руками.
Но вот подошла к женщинам голодная хромая старуха и попросила у них чего-нибудь поесть. Ничего не дали ей знатные женщины, спросили только:
– Скажи-ка, старая, у кого из нас руки красивее?
– Вот поем немножко, тогда и скажу,- прошамкала старуха и побрела прочь.
А чуть дальше на берегу сидела бедная крестьянка. Она до того загорела на работе в поле, что кожа у нее стала черной. Старуха и у нее попросила милостыню, сказав:
– Изголодалась я. Коли найдется у тебя какой кусочек, покорми меня.
Крестьянка, имея немного еды, отдала половину старухе. Бедняга поела, попила воды и от всей души поблагодарила крестьянку. Потом, взяв ее за руку, подвела к трем знатным женщинам и сказала:
– Вот теперь я скажу, чьи руки краше. Черные-пречерные руки вот этой бедной женщины, что накормили меня, голодную и хромую старуху, в тысячу раз прекраснее ваших белых холеных рук.
Женщины, сгорая от стыда, долго смотрели вслед старухе, которая медленно плелась своей дорогой.
Индийская народная сказка
Приложение 3
В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.
Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе: не было бы нашего сознания - не было бы и красоты.
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком, потому что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новою красоту.
Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.
В.А.Сухомлинский
Приложение 4
Письмо шестое. Цель и самооценка
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую –то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он и оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!
Подумайте: если человек ставит себе задачей в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, академик, ученый- филолог «Письма о добром и прекрасном»
Приложение 5
Понятие Гармонии у каждого свое - это не секрет! Ведь то, что нравится одному, может совершенно не нравиться другому человеку. Так устроен мир, что у каждого человека есть свои, присущие только ему, качества - характер, настроение, харизма, желания, темперамент. Но существует и научный подход к термину “Гармония”: математический - “Золотое сечение”, музыкальный - Гармония звуков. В данной статье тема Гармонии в Искусстве.
Что такое Гармония в Искусстве? Это Высшая Гармония Человека, «отлитая» посредством его психоэнергий в одну из земных пространственно-временных форм: музыку, живопись, скульптуру, архитектуру, пение, танец, лицедейство. Творческий акт – это всегда Осознанный акт, т.е. акт «с привлечением» духовной составляющей человека. Этим можно объяснить и недолгую жизнь всех ветвей искусства, которые не были наполнены «духовным соком» их создателей. «Искусство», отображающее лишь некие абстрактные идеи, – это шаг в никуда, а путь человека, идущего в разрез с Законами Единого Космоса, каким бы багажом интеллекта и фантазий он не обладал, долгим быть не может. Далее. В творческом акте прежде всего важна одухотворённая Мысль художника, а уже потом – форма и техника её воплощения. Но что такое Гармония Мысли? Это Созвучность её Космосу в тот Миг, когда она родилась. А что такое в этом случае Космос? Это необъятный Океан энергий, постоянно движимый чьей-то Мыслью, чьей-то Волей. Поэтому мы можем сказать, что творческий человек своею Мыслью, через психо-энергии, меняет состояние Космоса, а иначе – пишет Картину в тонких материях Космоса. И происходит сие по Законам, независимым от вида Искусства! Отсюда вывод: изучая Гармонию произведений Искусства, мы обязательно придём к изучению Гармонии Человека-Творца – с его божественным атрибутом – Осознанием и сложной тонко-энергетической организацией. Скажем больше. Путь человека к самореализации лежит исключительно через его творческий акт. Поэтому данный вопрос выходит далеко за рамки только искусствоведов.
Мы восторгаемся Гармонией земной Природы – общего ландшафта и её отдельных представителей стихийного, минерального, растительного и животного Царств. Почему? Да потому что Природа – это тоже результат Творчества, но только не человека, а Осознаний иных. Вернее говорить о Сотворчестве Природы и Космоса. Каждое живое существо на планете, включая, разумеется, самого человека, имеет Духовный Корень. Любая жизнь – это Творение Духовного Существа, или Их Ансамбля. Любая жизнь – это чья-то Осознанная Мысль. Любая жизнь – это Высшее Выражение Гармонии. И здесь, как и в первом случае, мы приходим к выводу, что без изучения тонко-энергетической организации того или иного живого существа, мы не сможем выйти к истокам его Гармонии, к истокам Изначальной, Первородной Мысли Творческого Духа.
В этом свете иначе выглядит и наука Космогония. Гармония Космоса – это Гармония Духа. Именно Дух, разворачиваясь в плотных материях, породил как ту Красоту звездного неба, которой сегодня любуется современный астроном, так и те законы, которыми он пользуется для объяснения увиденного. Но истинную Красоту и фундамент известных ему законов он сможет познать, лишь отыскав их Источник.
В контексте рассматриваемой темы не можем не сказать о Нравственности и человеческой морали. Безнравственный поступок разрушает Гармонию и Целостность Духовной системы, будь то Человек, Общество или Космос. Но Нравственность не есть категория человеческой морали. Мораль – продукт искусственного человеческого мира. Меняется общество – меняется его мораль. Мораль совсем не обязательно определяет Гармонию в обществе, ибо искусственный человеческий мир создан в основном человеческим умом (не Сердцем). Поэтому человеческая мораль в сегодняшнем обществе утверждает скорее не Гармонию, а дисгармонию, воздвигая на постамент искусственные образцы «красоты»: богатство, власть, стремление к общественному успеху и т.д. Поэтому, быть нравственным человеком – это всегда ВЫЗОВ современному обществу…
Юрий Черепахин,
сайт «Обретение», 03.08.2006г
Комментариев нет :
Отправить комментарий