Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

10 декабря 2019 г.

План-конспект урока по музыке для 2 класса «В поисках музыкальных инструментов»

Беличенко Светлана Николаевна,
учитель музыки, высшая категория, звание «учитель-методист высшей категории»
ГУЛНР «ЛОУСОШ №2»

План-конспект урока по музыке. Класс 2

Тема урока: «В поисках  музыкальных  инструментов»


Тип урока: урок-путешествие


Цель: воспитание интересак истории музыкальной культуры, закрепление навыков  ритмического сопровождения музыкального материала на инструментах шумового оркестра,повторение иисполнение народных песен с использованием пластических движений.
Задачи урока:
Предметные: актуализация знаний о возникновении народных музыкальных инструментов; овладение навыками коллективной игры на инструментах шумового оркестра
Метапредметные: развитие умственных действий: анализ и синтез; формирование и развитие музыкально-ритмического слуха (в процессе изучениямузыкального фольклора и определения на слух звучания музыкальных инструментов)
Личностные: формирование культурного мировоззрения на основе изучения и исполнения музыкального фольклора; готовность к раскрытию творческого потенциала, самостоятельности, общительности при участии в театрализованной деятельности
Методы: частично-поисковый (беседа учителя и учащихся, составление плана разрешения проблемы, участие детей в работе на отдельных этапах поиска)
УМК: мультимедийная система, презентация из иллюстраций с изображением природы, животных, предметов деревенского быта
Средства обучения: музыкальные инструменты шумового оркестра (деревянные ложки, бубны детские, колокольчики, свистульки…) корзинка для собирания музыкальных инструментов, элементы народного костюма
Ход урока:
Слайд «В поисках музыкальных  инструментов»
Дети входят под музыку и занимают свои места (далее приветствие-распевка по 0,5 тонам вверх и вниз, учитель за фортепиано)
Учитель: «Добрый день, здравствуйте ребята!»
Дети: «Добрый день, здравствуйте, учитель!»
Учитель:  «Прозвенел звоночек школьный –динь-ди-лень (2), утро школьное настало, добрый день!(2)
Учитель:  «Нашли мы в поле веточку, ведь мир так интересен, калиновую дудочку сделали для песен» (дети вторят по строчке)
/фоном начинает  звучать  «музыка леса»/.
Учитель:  Дорогие ребята,на прошлом уроке мы говорили с вами о том, что когда человек подрастает, он уже начинает осваивать окружающий мир: соприкасается с природой, животными, начинает прислушиваться к звукам родной земли. Он узнает, что природа не молчалива, а полна всевозможными звуками: щебетанием и пением птиц, голосом ветра в кронах деревьев, звонким журчанием ручейка. У человека появляется радостное удивление от звучащей природы, возникает желание все это повторить. Но одним голосом это невозможно сделать, и на помощь приходят музыкальные инструменты.  /музыкальный фон заканчивается/
Учитель: А какие вы знаете музыкальные инструменты? (дети отвечают: скрипка, барабан, дудочка…)
Учитель: А когда возникли музыкальные инструменты – сейчас или в далеком прошлом? (Дети: давно)
Учитель: А кто сделал их? (Дети: человек)
Учитель: А как вы думаете, кто подсказал сделать эти инструменты такими? (дети задумываются, 3-4 из 25 человек предполагают, что, возможно, природа помогла в этом человеку).
Тема сегодняшнего урока «В поисках музыкальных инструментов». И, если кто-то еще не ответил на все эти вопросы, то нам необходимо отправиться в путешествие в прошлое, чтобы самим убедиться. Пойдут те, кто знает  названия музыкальных инструментов, они получат музыкальный  сертификат. (Дети называют по одному музыкальному  инструменту и получают музыкальный бумажный цветочек-нотку).
Учитель:  Вы все готовы?
Дети: Да!
Учитель: Тогда в путь! (Одному ребенку, который исполняет роль скомороха, учитель вручает корзинку, чтобы он собирал в нее музыкальные инструменты, которые встретятся на пути).
Учитель: И в нашем путешествии нам помогут песни, ведь самым первым музыкальным  инструментом был человеческий голос.
Слайд «гора, пастбище, барашки».Учитель обращает внимание детей на содержание картинки. «Какую песню мы знаем об этом?» (дети с учителем исполняют русскую народную песню «Барашеньки-крутороженьки», показывая  пластично руками «рожки», горы, леса…)
Слайд «домик в горах» Учитель: Мы шли через горы, пастбища и вышли к какому-то домику. Давайте заглянем сюда. Может найдем и здесь музыкальные инструменты?
Слайд «горница, печь, стол с деревянными тарелочками и ложками» Учитель:  что можно использовать как музыкальный  инструмент? (дети: деревянные ложки);
Учитель: А теперь заглянем в другую комнату -детскую
Слайд «детская колыбелька, погремушки, свистульки» Учитель:  А что здесь может звучать как музыкальный  инструмент? (дети: погремушки, птички- свистульки)
Слайд «расческа с зеркальцем» Учитель:  А что же здесь мы видим? (дети-расчески с палочками)Учитель: Можно на них играть? (дети – да!)
Учитель: Мы задержались, а нам еще идти далеко. На  пути нам могут встретиться новые друзья.
Слайд «Девочка с коровкой, теленочек с колокольчиком и медведь»
Дети с учителем после рассматривания картинок отвечают на тот же вопрос «Что может быть здесь музыкальным инструментом?» (дети – колокольчик), затем исполняют русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько». (Исполнение песни сопровождается элементарными движениями рук, головы, ног: потягивание, «ковырялочка», притопывания…)
Слайд «Поле и березка». Учитель:  Что мы видим? (дети описывают, вспоминают и исполняют с пластическими движениями рук русскую народную  песню «Земелюшка-чернозем».)
Учитель: Шли мы, шли, перешли через поле, погладили листики на березке, вышли на дорожку и видим …
Слайд «Царство-государство»вдали царство-государство? Здесь живет царь  Троян, у которого козлиные уши.(Исполнение сербской народной сказки «У царя Трояна козлиные уши» в ролях.Действующие лица: царь Троян, подмастерье, парикмахер, три пастушка, рассказчик - учитель)
Учитель: вот и заканчивается наше путешествие.Какие инструменты мы увидели?
Дети: ложки, дудочки, колокольчики, бубны, погремушки, свистульки, расчёски.
Учитель: а наш скоморох все время собирал их в корзинку, сможете определить музыкальные инструменты по звуку? (дети закрывают глазки, скоморох достает из корзинки  и  играет на  ложках, расческе, свистульке, колокольчике, бубне, дети определяют на слух каждый инструмент).
Учитель: А в наших мешочках тоже есть муз инструменты, тихо достанем их и попробуем сыграть (каждый ряд исполняет свой куплет, учитель на фортепиано озвучивает  детскую песенку «Я на скрипочке играю»)
Учитель: Молодцы, а можем ли мы ответить на вопросы, которые нас озадачили  вначале нашего урока. Когда возникли инструменты – сейчас или в далеком прошлом? (ответ – очень давно) Кто сделал их? (ответ - человек). А кто подсказывал человеку делать такие инструменты? (ответ -природа).
Учитель: заканчивается путешествие так же как и начиналось - песней. (Дети выходят к доске и поют белорусскую народную песню  «Савка и Гришка», с показом-имитацией игры на дудочке, учитель за фортепиано)
Дети выходят под музыку из класса.
Использованные источники:
  1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века //Общество: философия, история, культура. 2015, №5. С.22-29.
  2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981
  3. Сербская народная сказка «У царя Трояна козлиные уши»//Сказки народов Югославии. Сост. Л.Архипова–М.: Художественная литература, 1962
  4. Русские народные песни «Барашеньки-крутороженьки», «Земелюшка-чернозём», «Ой, вставала я ранёшенько», белорусская народная песня «Савка и Гришка»
  5. Слова Т. Волгиной  Музыка А. Филиппенко. «Я на скрипочке играю»http://www.notarhiv.ru/detskie/stranizi1/veseliymuzikant.html

Приложения

1.Барашеньки крутороженьки
По горам ходят,
По лесам бродят,
В скрипочку играют,
Деток потешают.

А совище из лесища
Глазами-то хлоп-хлоп.
А козлище из хлевища
Ногами-то  топ-топ.

2.Ой, вставала я ранешенько,
Умывалась я белёшенько.
Ой ли, да ты, калинка моя,
В саду ягода малинка моя.
Надевала черевички на босу,
Я гнала свою корову на росу.
Ой ли, да ты, калинка моя,
В саду ягода малинка моя.
Я гнала свою корову на росу,
Повстречался мне медведь во лесу.
Ой ли, да ты, калинка моя,
В саду ягода малинка моя.
Ты, медведюшка, ты, батюшка,
Ты не тронь мою коровушку.
Ой ли, да ты, калинка моя,
В саду ягода малинка моя.

3. Земелюшка-чернозём, земелюшка-чернозём,
Чернозём, чернозём, ходи браво чернозём.
Тут берёзка выросла, тут берёзка выросла,
Выросла, выросла, ходи браво выросла.
На березке листочки, на березке листочки,
Листочки, листочки, ходи браво листочки.

4. САВКА И ГРИШКА
(белорусская народная песня)
Савка и Гришка сделали дуду,
Савка и Гришка сделали дуду.
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду.
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду.
Громко ребята в дуду заиграли,
Дедушке старому спать помешали.
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду.
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду.
Дедушка старый на них закричал,
Шалунам на двери палкой показал.
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду.
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду.
Савка и Гришка шмыгнули во двор,
Важно там уселись прямо на забор.
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду.
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду.
Оба позабыли недавнюю беду,
Раздувая щёки, дуют во дуду.
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду.
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду.

5. «Я на скрипочке играю»
(Слова Т. Волгиной  Музыка А. Филиппенко)
Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!
А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!

6. У царя Трояна козлиные уши!
(Сербская народная сказка)

Жил-был царь по имени Троян. У него были козлиные уши. Цирюльники приходили по очереди брить его, но кто из них ни приходил, домой уже не возвращался. Как побреет цирюльник царя Трояна, тот и спрашивает его:
— Что ты у меня заметил?
А тот отвечает:
— Козлиные уши.
Ну, тут ему и конец.
Так дошла очередь еще до одного цирюльника, но он прикинулся больным и вместо себя послал подмастерье. Царь спросил:
— Отчего не пришел сам хозяин?
А подмастерье отвечает:
— Заболел.
Сел царь Троян, молодец побрил его и, понятно, заметил, что у царя козлиные уши.
Царь спросил:
— Что ты заметил у меня?
— Ничего.
Тогда царь дал ему двенадцать дукатов и приказал, чтобы впредь только он приходил его брить.
Вернулся подмастерье домой. Хозяин — к нему: как было у царя? Тот ответил, что все сошло благополучно: царь велел ему и впредь приходить его брить. А о том, что у царя козлиные уши, промолчал малый. Ну вот, долгое время ходил он брить царя Трояна, каждый раз получал по двенадцать дукатов, но никому не говорил, что у царя козлиные уши. Наконец парню невмоготу уж было тайну хранить, стал он хиреть и чахнуть. Хозяин заметил, что недужится ему, начал расспрашивать, и парень долго отмалчивался, но наконец сказал:
— Есть у меня на душе тайна, да поведать о ней не смею. А сказал бы, сразу бы отлегло от сердца.
— Откройся мне, — сказал цирюльник, — я никому не скажу! А меня боишься, пойди к духовнику и признайся ему. Если же и ему боишься открыться, то выйди за город, выкопай в поле яму, всунь в нее голову и трижды поведай земле свою тайну, а потом засыпь яму.
Подмастерье так и сделал: вышел из города, в поле выкопал яму, всунул туда голову и трижды сказал:
— У царя Трояна козлиные уши.
Потом засыпал яму землей и, успокоившись, пошел домой.
Спустя некоторое время на том месте выросла бузина и дала три красных побега, прямых, как стрела. Пастушата срезали один прут и сделали из него свирель. Но только начали на ней играть, как она запела:
— У царя Трояна козлиные уши!
Скоро о том узнал весь город, наконец дошло и до царя Трояна, что дети наигрывают на свирели: «У царя Трояна козлиные уши!»
Он позвал к себе подмастерье:
— Стало быть, ты все-таки рассказал обо мне народу?
Бедняга стал оправдываться, что никому ничего не говорил, хотя и видел, какие у царя уши. Царь выхватил саблю, хотел зарубить его. Струсил подмастерье и стал ему все по порядку рассказывать: как он поведал тайну земле и как на том месте выросла бузина, как сделали из веток бузины три свирели и каждая свирель играет одно и то же. Тогда царь сел с ним в карету и поехал на то место, хотел проверить, правду ли парень сказал. А там уж остался только один прут. Царь Троян приказал сделать из него свирель. Сделали свирель, заиграли на ней и сразу услышали: «У царя Трояна козлиные уши!»
Царь убедился, что на земле ничего нельзя скрыть, даровал парню жизнь и после того позволял себя брить каждому цирюльнику.

Комментариев нет :

Отправить комментарий